Открытие Оренбургского казачьего юнкерского училища

11 ноября 1867 года последовало Высочайшее соизволение на открытие в городе Оренбурге казачьего юнкерского училища для казаков, вольноопределяющихся регулярных войск, урядников из дворян и обер-офицерских детей иррегулярных войск Оренбургского, Туркестанского и Западно-Сибирского военных округов, по учреждении положения Военного Совета.

А открыто оно было 20 декабря 1867 года на 120 казачьих и 80 пехотных вакансий, а с 1876 года на 150 казачьих и 150 пехотных вакансий — тогда оно и стало называться казачьим. Вакансии казачьих войск составляли: Оренбургского – 76 , Уральского – 40, Сибирского – 27 и Семиреченского – 71.

Начальник училища

Все начальники казачьих юнкерских училищ были людьми энергичными, трудолюбивыми и профессиональными, каждый из них, выполняя свои обязанности, вносил определенные положительные коррективы в подготовку казачьих офицерских кадров.

Среди всех начальников училищ особо стоит выделить генерал-лейтенанта Василия Александровича Потто — начальника Оренбургского казачьего юнкерского училища (октябрь 1870 — декабрь 1881), военного историка, начальника генерального штаба Кавказской армии, выпустившего в 1899 году многотомный труд «Кавказская война в отдельных очерках, эпизодах, легендах и биографиях».

Хозяйственное обеспечение и финансирование

В первые годы ситуация с хозяйственным обеспечением почти во всех юнкерских училищах была крайне тяжелая, но, начиная с 80-х годов, обеспечение финансами и материальными средствами заметно улучшилось. Это позволило создать неплохие условия для обучения юнкеров, построить новые здания, обновить инвентарь и оборудование.

В этом аспекте положительно отличалось от прочих Оренбургское казачье юнкерское училище, которое кроме хорошего казарменного и учебного фонда было полностью оснащено инвентарем, учебными и наглядными пособиями.

Училище гордилось своей богатой библиотекой, коллекциями холодного оружия, лошадиных зубов и подков. В училище действовала своя церковь, при которой хранились знамена, отбитые в войсках казачьим войском у своих противников.

Вообще содержание училищ казачьим войскам обходилось дорого. Кроме средств на постройку зданий и их содержание, необходимо было платить жалование всему персоналу (например, в Оренбургском казачьем юнкерском училище на вознаграждение за преподавание и практические занятия в поле выделялось 7200 рублей), обеспечивать хозяйственные нужды (освещение, привоз воды, баня, стирка, питание юнкеров и прочее) и учебный процесс (на учебные пособия, на канцелярские товары, на боевую подготовку и др.), а самое главное, приходилось еще содержать лошадей для юнкеров и изрядно на них тратиться (корм, ремонт конной амуниции, содержание конюшни, наем персонала для ухода за лошадьми). На первоначальном этапе училища брали на себя не все расходы, возлагая малую их часть на самих обучающихся (снаряжение, амуниция, лошади).

В первые годы существования училищ, согласно постановлению Военного министра, поступающие в казачьи юнкерские училища и казачьи отделы лица войскового сословия обязаны были иметь установленное в строевых частях обмундирование и холодное оружие и содержать как то, так и другое в должной исправности на свой счет.

В Оренбургском казачьем юнкерском училище огнестрельное оружие ремонтировалось на подлежащие войсковые суммы, в остальных казачьих подразделениях ремонт огнестрельного оружия осуществлялся за свой счет. Однако во всех училищах юнкерам казачьих войск выплачивались ремонтные деньги, а в Иркутском за счет того, что ремонт вооружения осуществлялся из войсковых запасов, производились вычеты из этой суммы. В 1877 году вышли изменения, согласно которым все вооружение в казачьих подразделениях Иркутского и Оренбургского училищ закупалось и ремонтировалось за счет войсковых сумм.

Учебный процесс

Если сравнить учебный план юнкерских училищ с учебным планом, который имели закрытые в 60-е годы XIX века кадетские корпуса, то бросается в глаза тот факт, что общеобразовательные предметы сокращены до минимума, а количество военных специальных предметов увеличено. Эти изменения приводили к тому, что выпускники выходили из стен училища в большей степени профессиональными военными, чем высокообразованными людьми.

Учитывая специфику казачьих училищ и отделов, такой предмет, как иппология, занимал особое важное место среди других дисциплин. В состав курса иппологии входили:

  • анатомия и физиология лошади;
  • экстерьер (наружный осмотр);
  • ковка;
  • иппогигиена.

Целью данного предмета в юнкерских училищах было:

  • доставить юнкерам необходимые сведения о лошади, для определения ее достоинств и недостатков;
  • указать недостатки лошади, которые допустимы;
  • привить умение отличать больную лошадь от здоровой;
  • знание и получение навыков ковки.

Курс обучения разделялся на теоретический и практический. В рамках практического курса юнкеров обучали искусству подковывания лошадей, учили производить вскрытие трупов лошадей, а также отрабатывали вопросы наружного осмотра на живых лошадях. Это было очень важным моментом, так как казачий офицер отвечал не только за свою лошадь, но и за всех лошадей вверенного ему отряда. А значит, ему просто необходимы были знания и умения, касающиеся всех сторон жизни лошади.

Полевые учения

Занятия в училищах начинались с 1 сентября, но начальник училища, исходя из обстановки, мог начать их раньше или позже. Курс обучения продолжался 2 года. После сдачи переводного экзамена казаки, в зависимости от распорядка дня в училищах, отправлялись на полевые учения до начала обучения.

Лагерь устраивался по усмотрению начальника училища, но с соблюдением всех установленных норм. Обычно юнкера помещались в шатрах, а лошади - под открытым небом. Впоследствии там ставили деревянные бараки и навесы для лошадей, а также сараи для хозяйственных нужд.

Объем производимых занятий в поле в различных казачьих военно-учебных заведениях был различен, исходя из задач, стоявших перед командованием училищ. Где-то обращали внимание больше на строевую подготовку, где-то - на тактическую, но все старались охватить сторожевую службу, конные учения, стрельбу и пешие занятия по-конному. Такие занятия, безусловно, оказывали благоприятное влияние на общую подготовку юнкеров, так как давали им те навыки и умения, которые им будут необходимы в условиях ведения боевых действий.

По окончании курса в низшем классе обучающиеся прикомандировывались на летнее время до 1 сентября для фронтовых упражнений и для исполнения действительной службы исключительно к полевым частям, расположенным в городе Оренбурге.

Отдых

Были моменты, когда юнкерам давали возможность расслабиться и отдохнуть. По усмотрению начальства юнкера допускались в театры, на вечера и в общественные собрания. Но не только данные развлечения были свойственны в юнкерских училищах, была также представлена и культурно-массовая работа: различные поэтические вечера, театральные постановки, танцевальные балы и другое. Вот как описывает один из таких вечеров С. Н. Севастьянов:

«В Оренбургском казачьем юнкерском училище был дан домашний спектакль. Поставлена была комедия в 4-х действиях «Правда — хорошо, а счастье лучше». Зрительная зала была художественно декорирована флагами, что при массе портретов и гравюр, изображающих достопамятные события из военной истории, представляло в совокупности восхитительную картину. В спектакле принимали участие исключительно юнкера, руководство осуществлял подъесаул В. П. Водопьянов; он же украшал сцену и рисовал декорации. Комедия прошла в общем весьма дружно, и, как видно, не мало было приложено труда, чтобы оные актеры, заслужили горячее одобрение присутствующих на спектакле. По окончании спектакля хор юнкеров спел несколько казачьих песен. Пение закончилось исполнением лезгинки, вызвавшей бурю аплодисментов и криков «браво» и «бис», вечер закончился танцами».

Выпуск из училища

В те годы была очень распространена практика посещения казачьих училищ царствующими особами. Для юнкеров являлось большой честью быть произведенными в офицеры лицами царской фамилии, а тем более самим царем. При общении с новоиспеченными офицерами император по-отцовски мог сказать юнкеру: «Давай, сынок, служи России исправно, мы помним о тебе, будь бдителен и благоразумен». Естественно, что такие слова еще больше способствовали преданности офицерскому завету: За Веру, Царя и Отечество.

Вот как описывает посещение Оренбургского казачьего юнкерского училища наследником императора и атаманом всех казачьих войск Николая Александровича член Оренбургской ученой архивной комиссии есаул оренбургского казачьего войска Сергей Николаевич Севастьянов:

«В 1891 году при командировании тогда еще наследника престола Николая II выпускные юнкера, выстроившиеся на площади после парада, были оставлены для представления наследнику цесаревичу. Его высочество подъехал к юнкерам, поздравил их с производством в подхорунжие, причем новые подхорунжие удостоились получить из рук его высочества офицерские темляки. После чего были соревнования в джигитовке, и юнкера очень удивили Николая II, спрыгивая на всем скаку с коня, скачкой на голове и на ногах, доставание руками земли и т. д. Все сделано было очень ровно, за что лучшие получили: первый — золотые часы с цепью, трое — серебряные часы, а пятый — шашку».

По материалам: Бобылев Д.В. Подготовка казачьих офицерских кадров в России в системе военного образования во второй половине XIX века. - Оренбург, 2010.