Распространенность ПТСР зависит от частоты катастроф, военных действий, травматических ситуаций, физического и сексуального насилия. В мирное время случаи ПТСР в популяции составляют для мужчин 0,5%, для женщин - 1,2%. Результаты одного из последних исследований в Детройте показали, что распространенность его среди населения составила 9,2%, что больше, чем наркомания (5,9%) или депрессия (83%) (Bleich A., Siegel В., Garb R, 1986).

Частота ПТСР среди ветеранов афганской войны в возрасте до 36 лет составила 19%; среди камбоджийских беженцев, подвергшихся геноциду - 86%; среди переживших землетрясение в Югославии и Ташкенте - 75%, а в Армении - 84% (Зубова Е.А., 1998).

После автомобильных аварий ПТСР встречается в среднем в 10% случаев. После тяжелых ожогов этот синдром развивается в 80% у детей и лишь в 30% у взрослых (Bleich A., Siegel В., Garb R, 1986).

После психической травмы ПТСР развивается не всегда. Это объясняется длительностью воздействия стресса (вероятность развития синдрома больше при длительной психической травме), а также выраженностью психической травмы (например, при пытках наблюдается всегда, а при автомобильных катастрофах возникает не так часто) (И.Брязгунов, 1999).Очень часто у человека, подвергшегося воздействию психической травмы, симптомы ПТСР подавлены и скрыты. Типичными проявлениями на ранних стадиях развития этого синдрома могут быть навязчивые переживания, ночные кошмары, чувство отчуждения, эмоциональный уход в себя и потеря интереса к жизни. Обнаруживается бессонница, гиперчувствительность, депрессия, некоммуникабельность. Человек, выживший в катастрофе, переживает и терзает себя тем, что выжил, а другие его товарищи погибли.

Посттравматическое стрессовое расстройство нередко проявляется в виде психосоматических расстройств. Наиболее часто встречаются следующие психосоматические нарушения: 1) Псевдоневрологические нарушения: гиперестезия, психогенные головные боли, расстройства сна, головокружения, невралгии, дискенезии. 2) Сосудистая дистония. 3) Функциональные расстройства деятельности сердца: кардиалгия, расстройства ритма сердца, ишемическая болезнь сердца, кардиофобия. 4) Псевдоревматизм. 5) Нарушения глубины и ритма дыхания. Астматические состояния. 6) Абдоминальные синдромы: расстройства  аппетита, тошнота и рвота, запоры и поносы, канцерофобии. 7) Урологические проявления: дизурия, ночной и дневной энурез, цисталгии. 8) Сексуальные дисфункции. 9) Кожные проявления: зуд, крапивница, нейродермит, экземные проявления.

Наряду с психосоматическими могут возникать и невротические нарушения у лиц, оказавшихся в экстремальной ситуации. С научной точки зрения невроз - это заболевание, вызванное воздействием тяжелых психотрав мирующих обстоятельств, направленных на блокаду или уничтожение важнейших, ядерных, личностно-значимых ценностей и ориентацией.

Неврозы являются функциональными переходящими заболеваниями без органического поражения головного мозга. В возникновении неврозов значительным оказываются не только психотравмирующие ситуации, но и отношение больного к этим обстоятельствам.

Механизмы психологической защиты личности оказываются не в состоянии обеспечить человеку при неврозе адаптацию к тяжелой ситуации в границах нормы, Проявляется выраженный невротический страх или депрессия, соматовегетативные нарушения, болезненный порочный круг, замыкающий интенсивность переживаний с выраженностью соматовегетативных нарушений и невротический эгоцентризм с резко выраженным расширением масштаба переживаний и поиском совета и утешения у всех окружающих.Под влиянием остро действующих и затяжных психотравм ирующих обстоятельств у больных преобладают «общие» неврозы в виде неврастении, невроза навязчивых состояний и истерического невроза.

Пребывание человека в экстремальной ситуации, а участие в военных действиях особенно, неразрывно связаны с глубокими эмоционально-психическими переживаниями. Как было уже сказано стойкие эмоциональные переживания, чувство страха, тревоги за свою жизнь и жизнь близких людей, может привести к психосоматическим и невротическим расстройствам. О существовании неразрывной связи психического, в данном случае эмоционального переживания и соматического реагирования указал еще Е.К. Краснушкин (1949). Центром тяжести психосоматического страдания оказывается всегда орган, наиболее уязвимый и важный в представлении индивида для жизнедеятельности организма и его существования вообще (То Полянский В .Д., Струковская М.В., 1980).

«Выбор органа» свидетельствует практически о преимущественной направленности защитно-приспособительных механизмов. Тяжесть соматического расстройства будет зависеть, в конечном счете, от особенностей стрессового переживания, от особенностей нервной конституции человека и от всей истории жизни данного человека. В результате мы будем иметь, по Анохину П.К., в каждом отдельном случае различного рода психологические расстройства.

Под соматическими расстройствами понимаются (Менделевич В.Д., 1998) симптомы и синдромы нарушений соматической сферы, обусловленные индивидуально-психологическими особенностями человека и связанные со стереотипами его поведения, реакциями на стресс и способами переработки внутри личностного конфликта.

Основным критерием психосоматического заболевания является наличие раздражителей из окружающей среды, которые во времени связаны с возникновением или обострением данного физического нарушения.

К психосоматическим расстройствам относятся все нарушения функций внутренних органов и систем, возникновение и развитие которых тесно связано с нервно-психическими факторами, переживанием острой или хронической психологической травмы или со специфическими особенностями личностно-эмоционального реагирования человека на окружающее.

По мнению Энгеля (Engel., 1972) все многообразие психосоматических состояний следует разделить на психогенные, психофизиологические и соматопсихически-психосоматические категории. Несомненно, большая роль во взаимодействии соматического и эмоционального принадлежит конституциональным факторам. Л.Шерток (Chertok L., 1982) рассматривает два механизма вмешательства психики в соматику: истерическую конверсию и собственно соматизацию. Представления о роли наследственно-конституциональных факторов в генезе психосоматических заболеваний весьма разнообразны. Александр Ф. (Alexander.F,I953) говорит, что у каждого человека имеется уязвимое место, обусловленное ролью наследственно-конституциональных факторов. Например, согласно Г.Ф. Лангу (1950), гиперстеническая конституция каким-то образом связана с предрасположением к гипертонической болезни, являясь для ее развития более благоприятной почвой. Наличие акцентуаций характера в условиях психотрав матизаци и может стать благоприятной почвой для возникновения неврозов и невротических развитии (Меделевич В.Д., 1998). К тому же, отдельным типам акцентуации характера свойственны определенные формы невротических расстройств. Подчеркивая значение выделения понятия «акцентуация характера» А.Е. Личко отмечал, что от  типа акцентуации зависят не только особенности клинической картины невроза, но и избирательная чувствительность к определенного рода психогенным факторам, поскольку очевидно, что невротическая декомпенсация может быть облегчена психотравматизацией, предъявляющей чрезмерные требования к «месту наименьшего сопротивления» данного типа акцентуации.

О тесной связи эмоционального стресса и невротических расстройств указывал А.М.Чирков (1987). Так при эмоциональном напряжении, превышающем пределы адаптационных возможностей человека, возникают различные стрессорные повреждения организма с выходом в психическую или соматическую патологию. Причем в одних случаях эмоциональный стресс может привести к формированию устойчивых патологических состояний, в других к активации антистрессорных систем организма с достижением полной резистентности. По мнению К.В.Судакова (1981), эмоциональный стресс сначала формируется как защитная реакция на конфликтную ситуацию и лишь при чрезмерно острой или длительной неизбежности ведет к выраженным невротическим и психосоматическим расстройствам.

При попадании в конфликтную ситуацию возможны следующие варианты реализации эмоционального стресса: 1) формирование устойчивости; 2) развитие невроза; 3) развитие соматовегетативных расстройств; 4) развитие невроза в сочетании с соматовегетативными расстройствами.Многообразные варианты реализации эмоционального стресса отмечены в монографии М.М. Хананашвили и К. Гехта (1984): 1) невроз без выраженного подключения психосоматических симптомов; 2) психосоматическое заболевание без значительных невротических симптомов. Близкой позиции придерживается М.Г. Айрапетянц (1973), указывая, что следствием острого и хронического эмоционального стресса могут быть различные нарушения ВНД, включая глубокие невротические расстройства, причем начальная стадия носит защитный характер, сдерживая разрушительное действие эмоционального стресса. Ю.М. Губачев и Е.М.Стабровский (1981) выделяют несколько вариантов развития психосоматических заболеваний: 1) ситуационный, 2) личностный; 3) психопатологический; 4) церебральный; 5) соматический.

Общим для невротических и психосоматических расстройств является участие в их возникновении и развитии не только психогенных, но и биологических факторов. Согласно В.Н. Мясищеву (1960), практически все неврозы человека являются результатом сочетания психогений и соматогений. Б.Д. Карвасарский (1980) при рассмотрении этиологии неврозов на первый план ставит факторы биологической природы (наследственность, конституция, перенесенные заболевания). По мнению В.Д.Захаржевского (1990) при неврозах определяющая роль принадлежит психогенному фактору, а вспомогательная — факторам риска. При психосоматических расстройствах специфика заболевания определяется биологическими факторами, а психогенные факторы играют разрешающую роль.

Основными клиническими факторами невротических расстройств являются: реакции (аффективно-шоковые, невротические); неврозы (состояния); невротические развития личности. Реактивные психозы (аффективно-шоковые реакции), развивающиеся в экстремальных ситуациях характеризуются нарушениями психической деятельности, тру до- работоспособности. Типичными являются проявления вегетативных и соматических нарушений со стороны сердечно-сосудистой, эндокринной и дыхательной систем, желудочно-кишечного тракта. В ряде случаев соматические расстройства становятся ведущими в болезненных проявлениях.

Федичев Г.Г. Механизмы личностной декомпенсации и дезадаптации у военнослужащих-комбатантов