Результаты использования Миссисипской шкалы для выявления боевых ПТСР представлены в таблице 4.7.

 

Таблица 4.7 Выделенные на основе Миссисипской шкалы группы (* - ПТСР, ** - психических расстройств вне рамок ПТСР и *** - хорошо адаптированных лиц) у всех комбатантов (n=144), комбатантов, не получивших ранений и контузий (первая группа), (n=97) и комбатантов, подучивших ранения и контузии (вторая группа) (n=47).

Соотношение групп

Комбатанты

Первая группа

Вторая группа

I группа (ПТСР)

4 (2.8 %)

3 (3.2 %)

1 (2.6 %)

II группа (психические расстройства вне рамок ПТСР)

30 (20.8%)

23 (23.8 %)

7(15.4%)

III группа (хорошо адаптированные лица)

110(76.4%)

71 (73 %)

39(82 %)

Примечание: * - статистические различия показателя группы комбатантов не получивших ранения и контузии и группы получивших ранения и контузии достоверны (р<0.1), ** - (р<0.05), *** - (р<0.01).

С помощью Миссисипской шкалы для выявления боевых ПТСР нам удалось разделить обследованных комбатантов на следующие группы: с ПТСР (всего 4 человека), с психическими расстройствами вне рамок ПТСР (всего 30 человек) и хорошо адаптированных лиц (всего ПО человек). Таким образом, три четверти военнослужащих, принимавших участие в боевых действиях после возвращения к мирной жизни, хорошо к ней адаптировались. Всего 2.8% комбатантов на момент обследования страдали, по данным этой шкалы, ПТСР. Примерно с одинаковой частотой военнослужащие с ПТСР были представлены среди комбатантавт не получивших ранений и контузий (3.2 %) и получивших эти повреждения (2,6 %). В то же время, среди комбатантов первой группы было на 8.4 % больше лиц. с психическими расстройствами вне рамок ПТСР, чем среди комбатантов с ранениями и контузиями. Среди комбатантов, не получивших ранение и контузию, также оказалось на 11.0 % меньше хорошо адаптированных лиц, чем среди военнослужащих с такими повреждениями. Статистические различия по этим параметрам являлись не достоверными.

Полученные данные показывают, что большая часть комбатантов после возвращения из зоны боевых действий сумела хорошо адаптироваться к мирной жизни. Посттравматические стрессовые расстройства выявлены в единичных случаях. Проблемой комбатантов, скорее, являются различные остаточные психические расстройства вне рамок ПТСР.

Наличие основных феноменологических проявлений ПТСР (А - экстраординарные психотравмы, Б - репереживания, В - избегание, вытеснение, Г - повышенная активация) отражено в табл. 4.8.

Структура ПТСР а обследованной группе характеризуется преобладанием категориальных групп А (92,4 %) и В (86,8 %), их появлением в 38,2 % случаев сразу же после возвращения- в мирную жизнь. Эти новые особенности душевного состояния субъективно расцениваются, как вполне переносимые в 61,2 % случаев, а переносимые, как крайне тягостные - в 38,8 %. По результатам обследования с использованием Миссисипской шкалы лишь в 2,8 % наблюдений обнаруживаются четко верифицированные расстройства в рамках ПТСР, в остальных случаях речь идет о феноменологической фрагментарности этих расстройств или включении их в структуру послевоенных личностных изменений.

Таблица 4.8 Проявления ПТСР у комбатантов (%)

Tabl-4-8

Таким образом, полученные результаты проведенных исследований социального и медико-психологического аспектов проблемы психического здоровья комбатантов установили, характерные особенности социального мировоззрения (пессимистические тенденции в оценке реального существования наряду с надеждой на позитивную динамику развития социума в будущем) и выделили ведущие типы акцентуаций комбатантов по тревожным, циклотимическим и возбудимым радикалам в сочетании с нажитыми боевыми личностными изменениями, а также предпочтительный вариант копинг - стратегии, направленной на «избегание» (уход от решения проблем).

Все эти факты, по нашему мнению, должны стать частью основополагающих принципов при разработке системы организации медико-психологической реабилитации ветеранов локальных войн.

Короткова Н.В. Психологические и медико-социальные особенности
ветеранов локальных войн