Одно из главных последствий психотравмы (ПТСР) — утрата контроля над своим импульсивным поведением. Люди совершают поступки, не задумываясь о последствиях.

Хорошо видно, что их саморазрушающие действия — результат влияния бесконтрольных импульсов, а их авторы потом страдают от долгосрочных результатов этих поступков. Их стремление к немедленному удовлетворению препятствует способности заглянуть в будущее.

Специалисты по поведенческой экономике назвали этот феномен временное дисконтирование. Хотите получить тысячу долларов прямо сейчас или две тысячи, но через год? А как насчет 1900 долларов, но через год? Или 1500? А 1200?

Выяснилось, что люди, склонные к зависимости, игроки или курильщики, предпочитают безотлагательное вознаграждение чаще, чем многие из нас.

У них искажается представление о том, что может произойти, и их видение будущего ограничено днями, а не годами.

Другие исследования показали, что у нас есть две конкурирующие системы, действующие в различных позициях нашего «непроизвольного Я»: импульсивная система, которая хочет награды немедленно, и система управления, которая регулирует эти импульсы и решает (бессознательно), какой выбор предпочтительнее. У людей с зависимостями импульсивная система сильнее, чем обычно в норме.

То же относится и к любому, у кого существуют проблемы с контролем над импульсивными действиями, и это практически каждый человек с саморазрушающим поведением.

Давая свободу импульсам, мы позволяем себе отлынивать от работы, выпускаем на волю свой гнев, кричим на детей, нарушаем диету. Таким образом, становится очевидным, что мы должны найти способы укреплять свою систему управления и контроль над импульсами. Начиная с сознательных усилий, с практикой мы приобретаем новые привычки с большей легкостью, а затем они становятся частью нашего «непроизвольного Я».

Тренировка контроля над импульсами

  • Войдите в состояние осознанности и начните думать о далеком будущем. Что будет через год? Вы все еще хотите курить, выпивать сверх меры? Хотите принимать глупые решения, подвергать себя опасности, отворачиваться от других? А потом обвинять себя за то, что никак не можете измениться? Вы знаете, что не хотите. Когда вы чувствуете подобное искушение, научитесь совмещать его с такой мыслью: «Каким человеком я хочу быть?»
  • Отсекайте ненужный шум. Мы сильнее подвержены импульсам, когда отвлекаемся на множество требований или находимся под большим давлением. В таких ситуациях, если мы знаем за собой склонность к неразумному выбору, можем отказаться от любых решений до тех пор, пока весь этот шум не утихнет, или когда сможем по-настоящему сосредоточиться.
  • Контролируйте тревогу. Проблема выбора порождает стресс. И мы стремимся быстрее получить награду, чтобы остановить тревогу, сопровождающую принятие решения. Тренировка осознанности, контроля над навязчивыми мыслями, глубокого дыхания и других приемов по преодолению тревоги может помочь сделать лучший выбор.
  • Не слушайте пения сирен: поступайте как Одиссей, который заткнул уши воском, чтобы избежать соблазна. Попробуйте запомнить, что искушение само по себе делает вас импульсивными. Удалите его из поля зрения, из вашей головы, отвлекитесь. Замените его полезными соблазнами.
  • Представьте, как вы становитесь сильными, как гордитесь собой. У вас не болит голова по утрам. Вы не будете совершать глупостей по вечерам. Вы станете стройнее. Вы проживете дольше, будете больше радоваться жизни, станете привлекательнее. Постарайтесь представить себе все эти изменения в деталях и укрепите свое стремление достичь этого.
  • Остановитесь. Подождите пять минут, а затем решите, стоит подождать или поддаться соблазну. Дайте себе еще пять минут, если нужно. А может быть, еще пять, и так далее, пока «непроизвольное Я» не минует опасные импульсы.

Известный нейрофизиолог Ричард Дэвидсон, изучая пожилых людей, обнаружил, что мозг спокойных и уравновешенных демонстрирует большую активность в префронтальной коре (эта область, как мы полагаем, отвечает в мозгу за функцию управления), которая контролирует миндалевидное тело, отвечающую за эмоциональные реакции и выброс таких стрессовых гормонов, как кортизол.

Миндалевидное тело — это эмоциональный центр мозга, и если кора теряет контроль над ней, мы начинаем действовать под влиянием импульсивных эмоций. Дэвидсон убежден, что люди приобретают способность контроля импульсов с годами в процессе внутреннего бессознательного тренинга. Так развивается мудрость, когда мы становимся старше.

А что если мы проведем такой скрытый тренинг преднамеренно? Есть множество исследований, показывающих, что направленное внимание определяет способ развития нашего мозга.

В одной серии экспериментов обезьяны слушали музыку и одновременно получали легкие ритмичные удары по пальцам. Одним обезьянам выдавали награду, когда те отмечали изменение ритма; другие получали вкусное, когда отмечали изменение музыки. После шести недель практики у «ритмической группы» область мозга, регулирующая движения пальцев, увеличилась. В «музыкальной группе» эта область совершенно не изменилась, зато выросла область, связанная со слухом. Не забывайте, что всех обезьян обучали одинаково: все слушали музыку и получали ритмичные удары в одно и то же время. Разница заключалась только в направлении внимания. Анализируя это исследование, Шэрон Бегли* пишет: «Опыт, помноженный на внимание, приводит к физическим изменениям в структуре и дальнейшей работе нервной системы.

Момент за моментом, когда мы выбираем и лепим изменения в нашем сознании, мы выбираем, какими будем в следующий момент в самом прямом смысле, и этот выбор получает воплощение в физической форме нашего материального Я». Направленное внимание определяет способ развития нашего мозга.

Сфокусируйте внимание на каком-нибудь хорошем деле и не отвлекайтесь на шум и смятение, связанные с травмой. Сделайте список вознаграждений или полезных занятий, которые вы можете делать вместо саморазрушающих поступков.

Такого рода фокус оказывается не простым отвлечением внимания. Тренировка концентрации и сосредоточенности меняет наш мозг. Сосредоточенность и способность отключать помехи — навыки, которым можно обучиться.

Каждый эпизод, когда нас огорчает партнер и мы его ругаем, делает вероятнее следующую ссору. Нервные связи между нашим огорчением и ссорой активизируются одновременно и связываются воедино.

С другой стороны, если мы научимся делать глубокий вдох, как только партнер расстраивает нас, то сумеем активизировать связи между конфликтом и спокойной реакцией.

Нужно только помнить, что это происходит независимо от того, хотим мы этого или нет. И каждый раз, когда что-то совершаем, вероятность повторения этого действия повышается. Поэтому стоит делать лучший выбор.

* Шэрон Бегли (Sharon Begley, род. 1956) — известная журналистка, выпускница Йельского университета, популяризатор науки, автор научно-популярных книг. Книга «Как эмоции управляют мозгом» (СПб. : Питер, 2012), которую она написала в соавторстве с Ричардом Дэвидсоном, стала мировым бестселлером.

Из книги Ричарда О’Коннор Психология вредных привычек