Оренбургский Неплюевский кадетский корпус и Сибирский кадетский корпус в середине XIX века готовили квалифицированные офицерские кадры в казачьи войска. Кроме них, подготовка осуществлялась и в других кадетских корпусах.
Кадетские корпуса
Самое многочисленное Донское казачье войско в конце 50-х годов XIX века имело вакансии для 30-ти воспитанников за счет войскового капитала в различных кадетских корпусах, за счет казны еще имелись вакансии для 12 воспитанников. Кроме того, содержались на проценты с пожертвованных войском и дворянством сумм - в Михайловском Воронежском кадетском корпусе — 9 воспитанников и в кадетском корпусе князя Чернышева — 21. Такое большое количество вакансий для Донского казачьего войска объясняется его большой численностью, а также отсутствием кадетских корпусов в своем крае.
Для сравнения интересно рассмотреть число вакансий для Оренбургского казачьего войска, которое было меньше и имело кадетский корпус на своей территории. Для Оренбургского казачьего войска в казачьих корпусах имелось 10 вакансий, в частности: в первом кадетском - две, во втором кадетском - три, в Павловском - две и в первом московском - три.
В середине 50-х годов XIX века еще три вакансии открылись в Полоцком кадетском корпусе. При прибытии в корпус поступающие должны были сдать вступительный экзамен, который особой сложностью не отличался. Но все же не все могли этот экзамен преодолеть и нередко возвращались домой, а места, которые предназначались для них, еще год пустовали.
В целом, обучение и быт в кадетских корпусах, имеющих вакансии для казачьего войска, не отличались от того, что имел Оренбургский Неплюевский кадетский корпус и Сибирский кадетский корпус. Но поступающим казакам, отличающимся от остальных кадетов как морально, так и внешне, на первых порах было тяжело приспособиться к новому коллективу и чуждой им атмосфере. Нередко они становились объектом для нападок со стороны старшекурсников, но обычно казаки могли постоять за себя довольно хорошо.
Однако были и такие, кто не выдерживал испытания и возвращался домой. Так, в Государственном архиве Оренбургской области имеется письмо от жены есаула Оренбургского казачьего войска Агриппины Петровой. В нем она просит войскового атамана о переводе своего сына из Полоцкого кадетского корпуса в Оренбургский Неплюевский кадетский корпус в связи с тем, «...что ее сын, обучаясь в корпусе, тоскует уже год по родным и ему морально невозможно без них». Такие случаи были нередки и в большинстве ни к чему не приводили. Так и в случае с кадетом Петровым был получен отказ.
Военные училища
Однако кадетские корпуса были не единственными военно-учебными заведениями в России в 50-х гг. XIX века, которые готовили казачьи офицеры. Дети из наиболее старинных, известных и богатых дворянских казачьих семей могли себе позволить обучаться в Михайловском артиллерийском, либо в Николаевском инженерном училищах. Но это были единичные случаи.
Александр Матвеевич Греков, происходящий из известной на Дону старинной донской дворянской фамилии, чей дед, Петр Матвеевич, сподвижник Суворова, участвовал во множестве сражений, в 1854 году поступил в Михайловское артиллерийское училище, откуда в 1858 году выпущен прапорщиком в лейб-гвардии Донскую батарею. Впоследствии А. М. Греков стал генералом от кавалерии в должности старшего помощника наказного атамана войска Донского.
Еще одним примером воспитывающихся в училище является Николай Васильевич Курнаков, который также происходил из известного дворянского рода войска Донского и обучался в Николаевском инженерном училище, откуда в 1847 году был выпущен инженером-прапорщиком. Впоследствии Николай Васильевич дослужился до чина генерал-майора в должности командира бригады, с доблестью повоевал в русско-турецкой войне 1877—1878 годов, за что был награжден золотой шашкой с надписью «За храбрость».
Были также некоторые специфические военно-учебные заведения, осуществлявшие подготовку казачьих офицеров. К их числу относятся Класс донских урядников, Отделение восточных языков при Новочеркасской войсковой гимназии и Донской учебный полк.
Военные академии
Особое место среди военно-учебных заведений, занимали военные академии, которые давали офицерам-казакам высшее военное образование. Императорская военная академия являлась главным центром подготовки общевойсковых командиров и специалистов штабной службы.
Курс обучения рассчитан на 2 года (теоретический и практический классы). С 1840 г. лучшие из воспитанников кадетских корпусов и Дворянского полка в числе 30 человек прикомандировывались прямо к гвардейскому штабу для поступления через 2 года в академию. Но специфика академий была такова, что до 60-х годов XIX века обучаемых из казачьего сословия там практически не было.
Выводы
Таким образом, рассмотрев подготовку казачьих офицерских кадров в 50-е — 60-е годы XIX века, можно сделать вывод, что в данное время сформировалась успешно развивалась система военного образования, представленная военно-учебными заведениями и различными управлениями и министерствами, координирующими работу военных образовательных учреждений.
Подготовка казачьих офицерских кадров составляла один из элементов данной системы. Существенных отличий в подготовке казачьих офицеров от офицеров регулярной армии не существовало, так как и те и другие проходили подготовку по большей части в кадетских корпусах.
Но наряду с этим для казачьих войск существовали специфичные заведения, несколько отличающиеся от остальных военно-учебных заведений страны (Класс донских урядников, Отделение восточных языков при Новочеркасской войсковой гимназии и др.).
Однако несмотря на столь большое по тем временам количество военно-учебных заведений, они не могли в полной мере обеспечить армию офицерами, получившими военное образование.
Большая часть как казачьих, так и армейских офицеров получали свои эполеты за выслугу лет. И эта категория офицеров не была готова в образовательном отношении к выполнению своих обязанностей, в то время как ведение боевых действий стало требовать от офицеров познаний в различных областях военных знаний, начиная от простейшего ориентирования по карте и заканчивая разработкой новых образцов вооружения.
Еще одной негативной чертой являлось то, что получение офицерского звания в казачьей среде все больше носило сословный характер, так как преимуществами, как по обучению в военно-учебных заведениях, так и по получению первого офицерского звания по выслуге лет обладало дворянство.
Данные проблемы требовали от руководства страны скорейшего их решения, поскольку напрямую затрагивали боевую готовность вооруженных сил России.
Бобылев Д.В. Подготовка казачьих офицерских кадров в России в системе военного образования во второй половине XIX века. - Оренбург, 2010.