Военный министр 1861-1881 гг. Д. А. Милютин, будучи основным разработчиком и проводником военной реформы 1860-х годов, параллельно с преобразованием военно-учебных заведений, постепенно исключал систему производства в офицеры за выслугу лет.
Еще до того как он стал военным министром, 3 мая 1860 года вышел приказ военного министра № 102, в котором говорилось, что для получения офицерского звания кандидатам необходимо было в своем полку сдать экзамен, который проводился ежегодно в конце сентября. Для этого, удовлетворяя прочим условиям (выслуга лет, военные заслуги и др.), необходимо было подготовиться и показать отличные знания по таким предметам, как: краткий катехизис, знание и чтение письма, первые главные правила арифметики, практическое знание фронтовой службы.
Продолжая эту тенденцию, в феврале 1864 года вышел приказ военного министра № 51, в котором говорилось, что детей дворян и вольноопределяющихся казачьих войск подвергать экзамену в науках (по установленной программе — ст. 724, ч. II кн. I Свода военных постановлений) не по представлению к производству в хорунжие, а при поступлении на службу, в том внимании, что научное образование с большей пользою может быть приобретено ими до вступления в полки, в которых по роду казачьей службы приобрести знания гораздо сложнее.
Также данный приказ определял, что тех, кто этот экзамен не сдаст, зачисляют в казачьи полки рядовыми казаками, а те, кто его выдержит, зачисляются на службу урядниками.
Впоследствии, кто выслужит сроки, определенные званию «урядник», опять же должны сдать экзамен в знании строевой и форпостной службы, а только потом должны быть произведены в офицеры.
При этом лицам, закончившим хотя бы четыре класса гимназии, предоставлялось значительное преимущество, так как они экзамен при поступлении на службу не сдавали, но зато сдавали экзамен при производстве в офицеры.
В данном же приказе Д. А. Милютин поручал войсковому начальству «изымать все средства к большему образованию офицеров войскового сословия, в особенности в военном отношении».
Таким образом, данное распоряжение, изложенное в приказе, стало одним из первых шагов к упразднению практики присвоения офицерского звания за выслугу лет.
Требования к образованию офицеров уже стали повышаться, что вскоре приведет вообще к исключению факта производства в офицеры без сдачи офицерского экзамена при военно-учебном заведении.
ПРОГРАММА Испытания дворян и вольноопределяющихся при поступлении на службу урядниками и при представлении к производству в хорунжие на вакансии по войску по состоянию на 1864 год*
ПРЕДМЕТ |
Наивысший балл |
Наименьший балл |
Краткий Катехизис |
10 |
8 |
Русская грамматика с практическим применением правил оной к исчислениям |
10 |
8 |
Краткая русская география |
10 |
8 |
Краткая русская история |
10 |
8 |
Арифметика до 3-го правила включительно |
10 |
8 |
Знание правил строевого устава до полкового учения и форпостной службы |
10 |
8 |
ИТОГО: |
60 |
48 |
Примечание: Не выдержавшие экзамен к производству в хорунжие не допускаются.
*Источник: РГВИА. Ф. 330. Оп. 63. 90. Л. 11.
В своих воспоминаниях Д. А. Милютин по этому поводу писал следующее: «Подъему общего уровня образования в среде офицеров армии способствовало безусловное прекращение производства в офицеры за одну лишь выслугу известных сроков как «недорослей из дворян», не получивших никакого образования, так и нижних чинов, поступивших по набору и почти безграмотных. С установлением точно определенного ценза по образованию уже не могли попадать в офицеры люди, совершенно необразованные».
Бобылев Д.В. Подготовка казачьих офицерских кадров в России в системе военного образования во второй половине XIX века. - Оренбург, 2010.