Военный министр 1861-1881 гг. Д. А. Милютин, будучи основным разработчиком и проводником военной реформы 1860-х годов, параллельно с преобразованием военно-учебных заведений, постепенно исключал систему производства в офицеры за выслугу лет.

Еще до того как он стал военным министром, 3 мая 1860 года вышел приказ военного министра № 102, в котором говорилось, что для получения офицерского звания кандидатам необходимо было в своем полку сдать экзамен, который проводился ежегодно в конце сентября. Для этого, удовлетворяя прочим условиям (выслуга лет, военные заслуги и др.), необходимо было подготовиться и показать отличные знания по таким предметам, как: краткий катехизис, знание и чтение письма, первые главные правила арифметики, практическое знание фронтовой службы.

Продолжая эту тенденцию, в феврале 1864 года вышел приказ военного министра № 51, в котором говорилось, что детей дворян и вольноопределяющихся казачьих войск подвергать экзамену в науках (по установленной программе — ст. 724, ч. II кн. I Свода военных постановлений) не по представлению к производству в хорунжие, а при поступлении на службу, в том внимании, что научное образование с большей пользою может быть приобретено ими до вступления в полки, в которых по роду казачьей службы приобрести знания гораздо сложнее.

Также данный приказ определял, что тех, кто этот экзамен не сдаст, зачисляют в казачьи полки рядовыми казаками, а те, кто его выдержит, зачисляются на службу урядниками.

Впоследствии, кто выслужит сроки, определенные званию «урядник», опять же должны сдать экзамен в знании строевой и форпостной службы, а только потом должны быть произведены в офицеры.

При этом лицам, закончившим хотя бы четыре класса гимназии, предоставлялось значительное преимущество, так как они экзамен при поступлении на службу не сдавали, но зато сдавали экзамен при производстве в офицеры.

В данном же приказе Д. А. Милютин поручал войсковому начальству «изымать все средства к большему образованию офицеров войскового сословия, в особенности в военном отношении».

Таким образом, данное распоряжение, изложенное в приказе, стало одним из первых шагов к упразднению практики  присвоения офицерского звания за выслугу лет

Требования к образованию офицеров уже стали повышаться, что вскоре приведет вообще к исключению факта производства в офицеры без сдачи офицерского экзамена при военно-учебном заведении.

ПРОГРАММА Испытания дворян и вольноопределяющихся при поступлении на службу урядниками и при представлении к производству в хорунжие на вакансии по войску по состоянию на 1864 год*

ПРЕДМЕТ

Наивысший балл

Наименьший балл

Краткий Катехизис

10

8

Русская грамматика с практическим применением правил оной к исчислениям

10

8

Краткая русская география

10

8

Краткая русская история

10

8

Арифметика до 3-го правила включительно

10

8

Знание правил строевого устава до полкового учения и форпостной службы

10

8

ИТОГО:

60

48

Примечание: Не выдержавшие экзамен к производству в хорунжие не допускаются.
*Источник: РГВИА. Ф. 330. Оп. 63. 90. Л. 11.

В своих воспоминаниях Д. А. Милютин по этому поводу писал следующее: «Подъему общего уровня образования в среде офицеров армии способствовало безусловное прекращение производства в офицеры за одну лишь выслугу известных сроков как «недорослей из дворян», не получивших никакого образования, так и нижних чинов, поступивших по набору и почти безграмотных. С установлением точно определенного ценза по образованию уже не могли попадать в офицеры люди, совершенно необразованные».

Бобылев Д.В. Подготовка казачьих офицерских кадров в России в системе военного образования во второй половине XIX века. - Оренбург, 2010.