Затронула реформа в области военного образования и специфичные военно-учебные заведения. Еще в начале 60-х годов XIX века вокруг класса донских урядников  развернулась острая полемика по вопросу целесообразности его дальнейшего существования.

В 1862 году начальник артиллерийского отдельного гвардейского корпуса генерал Шварц ходатайствовал о расширении штата класса донских урядников, углублении учебной программы и других мероприятиях, направленных на дальнейшее развитие класса. Он это объяснял тем, что молодые казаки, получая образование в классе, имеют возможность в дальнейшем его усовершенствовать, поступив вначале в Михайловское артиллерийское училище, а затем и в академию.

Но все было уже не так просто, как несколько десятилетий назад, ситуация вокруг класса была другой. В стране полным ходом шла реформа в области военного образования и накопилась масса противоречий, которые нельзя было разрешить.

Появилась целая группа сторонников закрытия класса, одним из которых был директор Новочеркасской гимназии С. С. Робуш. По его мнению,

«в классе Донских урядников обучаемые получают только поверхностные знания, как в военных, так и в других науках. А раньше артиллерийских батарей было гораздо меньше, и выпускники класса могли по возможности оправдать свое назначение в артиллерии. Ныне же, при высоком значении артиллерийской службы, познания офицеров, окончивших класс, весьма недостаточны, и они не оправдывают современному состоянию сего рода службы. Во-вторых, сама процедура поступления в класс оказывает также негативное влияние, так как многие бросают гимназию для поступления в класс Донских урядников, а затем, не поступив в оный, просиживают несколько лет, окончательно забывая те знания, которые приобрели в начальных классах гимназии. Ну и в-третьих, легкость получения офицерских эполет, а не стремление овладеть специальностью, приманивала молодежь в класс. После выпуска из класса офицеры-артиллеристы пытались перевестись в полевые полки, где права и преимущества в чинопроизводстве выгоднее, чем в артиллерии. Следовательно, на начальном этапе отсеять таких казаков было весьма сложно».

Директор гимназии и его сторонники указывали на то, что в войсковой гимназии довольно хорошо приготовляют юношей к поступлению в военные училища, так как, начиная с четвертого класса, в ней преподаются военные науки: 4-й класс: военный устав и правила фронтовой службы; 5-й класс: артиллерия; 6-й класс: полевая фортификация; 7-й класс: тактика 3-х родов войск и малая война.

А если учесть, что вакансии для казачьих войск в Николаевском артиллерийском училище частично пустовали, то единомышленники С. С. Робуша предлагали поступать туда и без окончания класса, следовательно, при всех его минусах необходимость в нем отпадала.

Все это имело место в сочетании с тем фактом, что требования к специальному образованию офицеров в ходе военной реформы, естественно, возросли, и по существующим тогда положениям окончание артиллерийского училища было необходимой нормой. Однако в конечном итоге класс был переименован в класс казачьих артиллерийских юнкеров, а упразднен он был только в конце 1870-х годов.

Бобылев Д.В. Подготовка казачьих офицерских кадров в России в системе военного образования во второй половине XIX века. - Оренбург, 2010.