Проанализировав влияние реформ Д. А. Милютина на подготовку казачьих офицерских кадров, стоит отметить то, что с финансовой стороны реформа несомненно удалась, так как обучение одного офицера в юнкерском училище обходилось в несколько раз дешевле, чем ранее в кадетском корпусе. Но, с другой стороны, основная часть расходов падала на казачьи войска, тем самым несколько разоряя их.

Рассмотрев все преобразования, произведенные в 60—70-х годах XIX века можно сделать вывод, что реформа Милютина имела прогрессивный характер, отвечая современным тенденциям подготовки офицерского состава, с учетом изменения в характере боевых действий, и изменила всю систему подготовки казачьих офицерских кадров.

  • Первым положительным моментом можно считать то, что никто из вольноопределяющихся и урядников не мог быть произведен в офицеры, не окончив курса в юнкерских или военных училищах или не сдав при них установленный офицерский экзамен, а это увеличивало приток в казачьи войска образованных офицеров.
  • Вторым очень важным следствием реформы явилось то, что количество офицеров стало возрастать, и казачьи войска перестали ощущать острую нехватку кадров.
  • В-третьих, в связи с разделением общеобразовательного курса в военно-учебных заведениях от военно-специального и созданием для каждого из них отдельных учебных заведений, большее количество казачьих детей получило возможность обучаться в военно-учебных заведениях, дающих начальное и среднее образование (военные гимназии и прогимназии).
  • В-четвертых, новая система открыла двери для получения военного образования обычным казакам, а не только дворянам, как было раньше.
  • В-пятых, курс юнкерских училищ был в основном построен по принципу получения именно военного образования, и упор соответственно делался больше на военные дисциплины, в результате чего выпускаемые офицеры становились действительно профессионалами своего дела.

Необходимо отметить, что рассмотренные выше реформы в области военного образования не закончились, хотя крупных преобразований больше не проводилось. Исключение лишь составляет событие, которое косвенно повлияло на военное образование. Речь идет о введении в 1874 году всеобщей воинской повинности, что сделало военные и юнкерские училища доступными в теоретическом плане для всех. Теперь, исходя из своих способностей и талантов, получили шанс стать офицерами и другие сословия. Что в итоге привело к тому, что процент дворянства в офицерской среде стал постепенно уменьшаться. Несомненно, это была прогрессивная мера, которая по опыту западных стран должна была внести в войска новую волну талантливых офицеров.

Подготовка казачьих офицерских кадров в системе военного образования России сложилась к середине XIX века, однако предпосылки к этому сформировались уже в начале века. И связаны они в основном были с потребностью казачьих войск в образованных офицерских кадрах, вызванной развитием военного искусства. При этом подготовка офицеров пока еще не носила системный характер, а представляла собой несколько военно-учебных заведений, в которых имелось специально для казачества определенное число вакансий. Но числа вакансий даже для минимального комплектования казачьих войск образованными офицерами не хватало. Дальнейшее развитие системы военного образования, вызванное существенными проблемами в этой области, напрямую затронуло и подготовку казачьих офицеров.

Поставленная военным руководством задача по увеличению офицеров с военным образованием была выполнена, и учрежденные специально для казачества военно-учебные заведения смогли в короткие сроки обеспечить поступление в войска образованных офицеров, и в необходимом количестве.

Таким образом, система по подготовке казачьих офицерских кадров стала функционировать в более расширенном поле деятельности с возможностью дальнейшего развития. После реформ Д. А. Милютина были образованы казачьи юнкерские училища и казачьи отделы при юнкерских училищах, которые вплоть до начала XX века взяли на себя всю основную нагрузку по подготовке казачьих офицерских кадров. Начиная с 1867, целью подготовки казачьих офицерских кадров, были открыты Новочеркасское, Ставропольское и Оренбургское казачье юнкерское училище, и, кроме того, — казачьи отделы при Варшавском, Виленском, Елисаветградском и Иркутском юнкерских училищах.

Бобылев Д.В. Подготовка казачьих офицерских кадров в России в системе военного образования во второй половине XIX века. - Оренбург, 2010.