История русского казачества своими корнями уходит в далекое прошлое. Прошло не одно столетие, прежде чем вольные люди южных степей стали служилым сословием Московского царства, а затем Российской империи. Казачество участвовало во всех войнах, которые вело наше отечество со времен царя Ивана IV. Одновременно казачество столетиями исправно служило для государства надежным пограничным стражем, прежде всего на южном порубежье. Казаки-первопроходцы позволили России раздвинуть свои пределы далеко на восток, на берега Тихого океана.

Исторические заслуги казачества перед российским государством несомненны. В благодарной народной памяти навечно остался героический образ казака, воина-землепашца, бескорыстного в своем трудном ратном служении «Богу, Царю и Отечеству», готового по первому зову выступить в поход, принять неравный бой, пойти в края неизведанные.

Также из среды казачества вышло немало умных и талантливых людей. Которые постарались составить летопись, рассказать о таком феномене отечественной истории, как существование на окраинах державы уникального воинского сословия.

Есть образное трактование происхождения слова «казак» и его значение в далекой старине, это то, что вольное казачество Дона стало составной частью войска Золотой Орды, но при этом, не теряя своих русских, православных корней. Также не потеряли своей самобытной самостоятельности и те казачьи поселения, которые оказались во владениях Великого княжества Литовского. Когда же настал день великой Куликовской битвы, казаки стали в ряды рати князя Дмитрия, после этого и началось служение южного казачества первопрестольной Москве.

Со времени царствования Ивана Грозного до царства Петра I вольное казачество постепенно превращалось в служилое сословие сперва русского царства, а затем Российской империи. Казаки становятся неотъемлемой частью русского воинства до конца так и оставались иррегулярным войском. Если война, то в регулярном войске, если нет войны то в нерегулярном войске, но сохраняя за собой все военное.

Участием в Ливонской войне, когда к Москве присоединились Волжские и Сибирские земли, образовалось казачье сообщество Дона и Запорожской Сечи.

Казачьи войска Российской державы: Донское, Уральское, Кубанское, Терское, Оренбургское. Астраханское, Сибирское, Амурское и Уссурийское, Украинское, Запорожское, Волжское, Городовое. Казаки в составе Российской империи занимали особое положение. Среди различных частей населения, входивших в состав российской империи, казаки, внутренний быт которых отличался от бытовых условий населения. В условиях строго централизованной системы государственного управления казачьи области составляли исключения, пользовались известной автономией и управлялись на основе «Особого Уложения об управлении войском». Это распространялось на все казачьи общества. В составе российской империи было 12 казачьих областей, 8 из которых были созданы в целях государственной обороны искусственными средствами правительства. Население их составляло часть казаков, выведенных из бывших областей, пополненных служилым людом и охотниками. Только 4 области сложились исторически без вмешательства государственной власти. Это области Донских, Гребенских, Терских или Яицких, или переименованных после пугачевского бунта в Уральских и Днепропетровских казаков.

Последнее – Днепропетровское войско – прекратило свое существование при Петре I и части его впоследствии были использованы для организации Кубанского войска. Но это было время, когда все войска входили в состав империи в царствование Екатерины II.

Время и условия зарождения казаков уходит в глубокую древность и до настоящего времени для истории составляет нерешенный вопрос. Официальная русская история считает, что население казачьих областей было образовано выходцами из русских княжеств, не мирившихся с тяжелым бытом русской действительности. Беглецы эти, по мнению историков, объединялись в «ватаги» и затем, образуя более крупные группы, устраивали жизнь на основе свободы и равноправия. Таким образом, по мнению большинства русских историков «беглым людом» из русских княжеств был создан народ с уникальным бытом, внутренней общественной организацией, боевым и военным укладом и тактикой, не свойственной не только русской, но и европейским армиям.

Во всех случаях казаки сохраняли право на занимаемые ими земли, пользование которыми гарантировалось верховной российской властью. Во внутренней жизни казаки сохраняли независимость центральной власти: и атаман и ближайшие его заместители и помощники выбирались общим голосованием. Все вопросы казачьей жизни решались на общих казачьих собраниях, носивших название «войсковой круг», и «рада» у Днепровских и затем Кубанских казаков. Установившийся порядок общего равноправия и деятельности общеказачьих собраний имеет различное объяснение, и большинство историков объясняет этот обычай заимствованием у Новгородцев, которые в XVI веке в большом количестве влились в казачью среду. Объяснение это связывается непосредственно с теорией происхождения казаков от «беглого люда» и ничего нового не вносит. Общее народное собрание, или вече, были свойственны всем народам во времена несложного государственного устройства. Более продолжительное время эта система держалась в Новгороде и существовала в казачьем быту. С развитием внутренней жизни и расширением границ система общих собраний отживала и приобретала новые формы, более отвечающие новым условиям. Но казаки прочно держались веками сложившейся системы войскового круга. Это символ свободы и равноправия. При наличии общего языка, религии, образования и столетней совместной жизни под влиянием общероссийской власти, каждая из этих частей имела свои психологические особенности. Особенностью казаков, отличавшихся от русского народа, были привязанность их к своим землям и исторически сложившимся порядкам.

Казаки отстояли себя от подневольного положения татарского ига, а потом крепостной зависимости. В прошлом у них были навыки к гражданским свободам, и, несмотря на происходившее, постепенное ущемление в этом отношении со стороны верховной власти, навыки эти продолжали храниться. Казачье население всех 12 областей в полках и на своих землях сохраняло порядок и военную и гражданскую дисциплины. Казаки не допустили на своих землях анархии, а поголовно взялись за оружие и вступили открыто в беспощадную борьбу. В результате сложившейся обстановки при советской власти казаки предпочли оставить свою страну и уйти на чужбину. Судьба их оказалась и здесь не милостивой, казаки были выданы победителями-европейцами на расправу их непримиримым врагам.

В русской истории не разрешен вопрос происхождения казаков и до сих пор не установлено происхождение слова «казак», но в числе разнообразных определений понятие «казак» наиболее верно отражает его смысл – это «вольный» человек. Происхождение слова казак, или вольный человек, возникло в глубокой древности и относится к эпохе героического народного эпоса. Человечество никогда не покидало мечты о «вольной и счастливой» жизни. Стремление к осуществлению этой мечты у человечества было тем более сильно, чем более жесткой и беспросветной казалась действительность. Мечта эта осуществлялась отдельными лицами, порывавшими со своей средой, племенем, уходившими «на волю», где устраивали жизнь независимо от других, по собственному разумению. Вокруг отдельных смельчаков собирались группы таких же искателей счастливой жизни (единомышленники). Собиравшиеся группы отдельных лиц превращались в боевые дружины и устраивали свою жизнь на основе дружбы, равенства и свободных бытовых отношений и среди других народов получали название «казаки» или «свободные люди».

В ходе исторического процесса дружины вольных людей превращались в племена, а потом в народ, продолжавший существовать отдельно, или же сливаться с другими народами, но сохраняя свое название казаки. Таким образом, казачество возникло на основе бытовых условий, сначала отдельными лицами или группами, а затем боевыми дружинами, впоследствии превращавшихся в племенные образования, хранившие свои бытовые казачьи особенности, а также и свое название – казаки.

После покорения монголами русских княжеств и образования Золотой Орды название казаки установили за частью войск, составляющих части среди вооруженных сил орды. После распада Золотой Орды части этих войск оказались на границах русских княжеств и постепенно стали сливаться с русскими народами. Таким образом, вопрос появления казаков на исторической сцене России может быть разрешен путем изучения истории империи монгол, и главным образом истории Золотой Орды, системы организации ее вооруженных сил, внутреннего управления, а также и положения русского народа под властью монгол.

А.А. Гордеев