Казаки – это представители особого сословия, которое сформировалось исторически. У этого сословия никогда не бывает какой-то специфической идеологии, но были некоторые черты, которые отличали казачество от других сословий и придавали ему особое значение в государственном масштабе. Так что русский народ относился к казакам с великим уважением и любовью. Основой казачества всегда были православная вера и любовь к отечеству. Само главное, что никаких – «измов»; никаких искусственных философий, никакой искусственной идеологии. Всего двух основополагающих ценностей хватило для того, чтобы объединить тысячи и тысячи людей вокруг самого главного дела, какое только может быть, - защита веры и отечества. Это и есть основополагающее определение того, , что есть «казак» - служилый человек, свободный человек, но преданный вере православной, семье и отечеству своему. Казаки – это действительно опора государства, это опора народной жизни, это сила, которая содействует сохранению веры православной. По милости Божьей казачество возродилось и в России, и на Украине, и в Белоруссии. В России появились реестровые казаки, служение которых признало государство. Есть и нереестровые казаки, которые хранят историческую память казачества, традиции, быт и обычаи. Возрождение казачества – это, конечно, некое божье чудо, потому что казачество было практически уничтожено. Но уничтожение физическое не уничтожает дух, не уничтожает идею. Можно извести людей, но невозможно уничтожить идеал, который уходит своими корнями в народную жизнь, - для этого нужно уничтожить сам народ. Самое главное – казак не может быть неправославным, не может быть неправославных казаков.
     Воцерквление казачества является задачей, от решения которой и зависит, останутся ли казаки или нет. Нужно обязательно понять, что без веры и без церкви казачества не бывает. Очень важно обратить внимание на подрастающее поколение. Нужно больше создавать кадетские казачьи корпуса, джуры, общественные казачьи организации, казачьи гимназии, казачьи классы. Необходимо, чтобы вся эта система подготовки казаков была включена в ту традицию воспитания казачества, которая, собственно говоря, и сформировала казачье сословие. Поэтому изучение не просто основ православной культуры, как это имеет место в школах, но изучение основ православия очень важно для того, чтобы воспитание казаков осуществлялось в православном духе. Есть один очень важный фактор, на что нужно серьезно обратить внимание, на необходимость взаимодействия казаков России, Украины и Белоруссии. Казачество всей Исторической Руси, всей святой Руси – а это и Запорожские, и Донские, и Кубанские, и Оренбургские и все другие казаки. Это единая общность людей, которая органически связана с нашим общим духовным, культурным наследием. И как церковь сегодня служит духовному единству трех братских народов, так и казачество должно служить этому единству и не поддаваться ни на какие провокации, ни на какое психологическое воздействие, ни на какое шельмование. Мы казаки, – и мы служим святой цели. Мы не боремся с суверенитетами стран, и уважаем их. Мы поддерживаем развитие каждой из братских стран и желаем им успеха. Наша основная задача заключается в том, чтобы сохранять духовное и культурное единство на всем пространстве Святой Руси. Душевный мир и благочестие казака также относится к правам каждого человека. Это наши человеческие права.
      Хотелось бы призвать всех вас, братья, к хранению веры православной, к защите церкви, к защите соей Родины, с тем, чтобы казачество наше сегодня мужественно и достойно исполняло то призвание, которое оно так блестяще исполнило в прошлом.
       Помоги Бог всем православным казакам!