В последние годы, особенно в связи с возникновением на территории бывших СССР и СФРЮ ряда внутригосударственных вооруженных конфликтов, научный и практический интерес к политико-правовым аспектам такого рода конфликтов значительно возрос как у нас в стране, так и за рубежом. При этом особый интерес и непрекращающиеся споры вызывают вопросы, связанные со сферой действия и эффективностью таких международно-правовых принцпов, как невмешательство во внутренние дела государств, равноправия и самоопределения народов, территориальная целостность государств и другие.
Впервые юридически значимое понятие вооруженного конфликта немеждународного характера было введено в позитивное международное право принятием ст. 3, обшей для всех четырех Женевских конвенций 1949 г. Однако сколько-нибуть развернутого и детального определения вооруженного конфликта немеждународного характера она не содержит. В ней лишь говорится, что в случае вооруженного конфликта, не носящего международного характера и возникающего на территории одной из Высоких Договаривающихся Сторон, каждая из находящихся в конфликте сторон будет обязана применять тот минимум норм гуманитарного характера который определен в этой статье.
В связи с этим критерии для определения вооруженного конфликта немеждународного характера, как он представлен в ст. 3, следует искать в соответстующей практике государств и доктрине международного права.
Так, согласно Комментариям к Женевским конвенциям 1949 г., изданным под редакцией швейцарского юриста Ж. Пикте, ст. 3 должна применяться, когда правительство и повстанцы противостоят друг другу в боях с участием большого количества людей и с применением оружия. Правительство прибегает в таких случаях к использованию своих Вооруженних Сил из-за невозможности осуществлять контроль за ситуацией лишь с помощью полицейских сил. Проведение повстанцами военных операций свидетельствует об определенной степени их организации (34 ).
Выводы, содержащиеся в Комментариях, были учтены при выработке соответствующих положений Дополнительного протокола II (Протокол II) к Женевским конвенциям 1949 г.
В соответствии с п. 1 ст. 1 Протокола II вооруженный конфликт немеждународного характера - это вооруженный конфликт, происходящий на территории какой-либо из Высоких Договаривающихся Сторон между ее Вооруженными Силами и антиправительственными вооруженными силами или другими организованными вооруженными группами, которые находясь под ответственным командованием, осуществляют такой контроль над частью ее территории, который позволяет им осуществлять непрерывные и согласованные военные действия и применять Протокол II.
В п. 2 ст. 1 уточняется, что случаи нарушения внутреннего порядка и возникновения обстановки внутренней напряженности, беспорядки, отдельные и спорадические акты насилия и иные акты аналогичного характера, не являются вооруженными конфликтами.
Таким образом, контроль над территорией является субсидиарным условием, вводимым Протоколом II, что сужает сферу его применения по сравнению со ст. 3.
Как справедливо замечает швейцарский юрист Х.-П. Гассер, такое положение права вооруженных конфликтов нельзя признать удовлетворительным, поскольку это затрудняет правовую квалификацию внутригосударственных конфликтов и ведет к осложнениям (35).
При существующем положении дел, приходится говорить о двух типах вооруженного конфликта немеждународного характера: конфликтах высокой интенсивности, к которым применимы одновременно и положения ст. 3 и Протокла II и о других внутренних вооруженных столкновениях, к которым применима лишь ст. 3 (36).
Таким образом, современное международное право относит к числу критериев вооруженного конфликта немеждународного характера то, что действующее правительство должно быть вынуждено в борьбе с оппозицией прибегнуть к использованию свих вооруженных сил, что свидетельствует о масштабах вооруженного конфликта.
Однако, замечают А. И. Полторак и Л. И. Савинский, многое в данном случае зависит от порядка военной организации того или иного государства. В одних государствах "силы поддержания внутреннего порядка" настолько велики, что могут длительное время вести вооруженную борьбу с повстанцами без участия регулярных вооруженных сил. К тому же в некоторых странах нет достаточно четкого разграничения между различными силами. В этих условиях рассмотрение данного критерия в качестве обязательного может привести к тому, что под предлогом неприменения регулярных вооруженных сил правительство может считать себя свободным от обязательств по Протоколу II (но, очевидно, не ст. 3) (37).
На основании норм действующего международного права И.Н. Арцибасов выделяет следующие критерии, характеризующие вооруженный конфликт немеждународного характера и отличающие его от международного вооруженного конфликта:
1) наличие враждебных организованных действий между противоборствующими силами. Этот критерий основан на положениях ст. 3 Женевских конвенций; его признаком являются политические цели противоборствующих сил;
- применение оружия Презюмнруется, что во враждебных действиях должны участвовать «вооруженные силы», включая и полицейские части, которые использует правительство, повстанческие силы также применяют оружие,
- коллективный характер выступлений. Любые анархистские, бандитские выступления против правительства, случаи нарушения внутреннего порядка, действия, влекущие возникновение обстановки внутренней напряженности, такие как беспорядки, не могут быть отнесены к категории немеждународного вооруженного конфликта,
4) минимум организации. Это особенно относится к повстанцам, которые должны иметь власть, ответственную за поведение повстанческих сил. Возникшая власть должна быть признанной повстанцами и эффективно действовать на определенной территории государства.
- определенная продолжительность конфликта. Отдельные, спорадические выступления малоорганизованной группы не могут квалифицироваться как вооруженный конфликт;
6) контроль над частью территории государства. Это один из определяющих критериев. Повстанцы должны не только обладать частью территории соответствующего государства, но и осуществлять над ней свой контроль (38 ).
Говоря об отличии вооруженного конфликта немеждународного характера от международного, следует также иметь в виду, что запрещение применения силы в соответствии с п. 4 ст. 2 Устава ООН относится к ситуациям межгосударственных отношений.
Кроме того, в международном воооруженном конфликте обе противоборствующие стороны являются субъектами международного права, тогда как в случае вооруженного конфликта немеждународного характера субъектом международного права является только одна из воюющих сторон - суверенное государство, правительство которого ведет вооруженную борьбу с противостоящей ему вооруженной оппозицией.
Егоров С.А. Вооруженные конфликты и международное право. М., 1999.