Как показывает опыт, на почве современных вооруженных конфликтов как международного, так и особенно немеждународного характера возникают специфические социально-политические и иные отношения, оказывающие крайне дестабилизирующее воздействие на современный международный правопорядок.

Фундамент этого правопорядка составляет система основных принципов, функционирующих во взаимодействии с целям международного права (а следовательно и образуемого им правопорядка), важнейшей из которых, согласно Уставу ООН, является поддержание международного мира и безопасности (1). Именно эта цель во многом определяет главные задачи, направленность, характер, сферу действия международно-правового регулирования, способы охраны международного правопорядка, основы взаимодействия с внутренним правом государств. Перечень образующих систему принципов определен рядом международных актов.

В Декларации 1970 г. о принципах международного права, принятой ГА ООН (резолюция 2625/ХХУ/), кодифицируются семь основных принципов, сформулированных в Уставе ООН:

  • принцип, согласно которому государства воздерживаю гея в своих международных отношениях от угрозы силой или ее применения как против территориальной целостности или политической независимости любого государства, так и каким-либо иным образом, несовместимым с целями ООН,
  • принцип, согласно которому государства разрешают свои международные споры мирными средствами таким образом, чтобы не подвергать угрозе международный мир, безопасность и справедливость,
  • принцип, касающийся обязанности в соответствии с Уставом не вмешиваться в дела, входящие во внутреннюю компетенцию любого другого государства,
  • обязанность государств сотрудничать друг с другом в соответствии с Уставом,
  • принцип равноправия и самоопределения народов,
  • принцип суверенного равенства государств,
  • принцип добросовестного выполнения государствами обязательств, принятых ими в соответствии с Уставом ООН.
  • Заключительный акт Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе 1975 г., выделил в качестве самостоятельных еще три принципа:
  • нерушимости границ, территориальной целостности государств, уважения прав человека и основных свобод.
  • Кроме того, в международно-правовой доктрине и дипломатической практике, со ссылкой на Устав ООН, нередко пишут и говорят о принципах:
  • добрососедства,
  • уважения национального достоинства, справедливости.

В отечественной юридической литературе отмечается, что кроме вышеприведенных нормативных принципов в международном праве существуют принципы-идеи, функция которых заключается в выражении и закреплении главных идей этого права (2). К таким принципам относятся, в частности, принципы гуманизма и демократизма. Не порождая конкретных правоотношений, подобные принципы, в отличие от правовых норм, закрепляют представления о должном. Ими должны руководствоваться субъекты международного права при создании и реализации юридических норм, в том числе и основных нормативных принципов (3).

Критический анализ нормативного содержания основных принципов международного права позволит оценить эффективность существующих процедур и механизмов как в плане урегулирования вооруженных конфликтов, так и их предотвращения. Позволит определить пути дальнейшего укрепления международного правопорядка.

Поскольку, наряду с реальными противоречиями и разногласиями социально-политического, экономического, религиозного и иного характера, существующими между различными странами и народами, одним из наиболее серьезных факторов, дестабилизирующих сегодня международный правопорядок, подрывающих международный мир и безопасность, является экстремистское толкование права народов на самоопределение, сведение его фактически лишь к праву на отделение, представляется целесообразным начать анализ именно с принципа равноправия и самоопределения народов. При этом предполагается рассмотреть этот принцип в его системной связи с другими основными принципами международного права.

Егоров С.А. Вооруженные конфликты и международное право. М., 1999.