В последние годы интерес к этому принципу со стороны как отечественных, так и зарубежных исследователей заметно возрос. Появилось немало публикаций, посвященных анализу его основного содержания, определению субъекта права на самоопределение, взаимосвязи указанного принципа с другими принципами современного международного права. Во многих из этих публикаций принцип самоопределения рассматривается в свете вооруженных конфликтов, возникших в начале 90-х гг. в геополитическом пространстве бывших СССР и СФРЮ.

Принцип равноправия и самоопределения народов как политико-правовое понятие начал складываться в период формирования наций под влиянием революционно-освободительных движений.

Исторически ему предшествовал принцип национальности, который был провозглашен в XVII в., в эпоху буржуазно-демократических революций как реакция на контрреволюционную, интервенционистскую политику феодальных, абсолютистских государств.

Принцип национальности представлял собой политико-правовое выражение экономических интересов молодой национальной буржуазии, которая своим целям и интересам (ликвидация феодальной раздробленности,  устранение  таможенных  барьеров  и  создание национального рынка) придавала общенациональное значение.

Крушение абсолютистских режимов в передовых, с точки зрения политического и экономического развития, странах (главным образом европейских), обусловило и изменение практики государственного строительства. На' смену наследственному владению и неограниченному распоряжению монархом государственной территорией пришла практика создания государственно-территориальных образований на основе национальной общности населения.

Заметим, что в те времена, вследствие сравнительно низкого уровня развития средств транспорта и связи, а также благодаря традиционной привязанности населения к исторически обжитым предками местам, действительно имело место относительно компактное проживание групп лиц одной национальности. Сегодня говорить о «компактно проживающих национальных группах» применительно к индустриально развитым странам вряд ли правомерно.

Принцип национальности сыграл определенную положительную роль в развитии европейской цивилизации. На его основе произошло объединение некоторых ранее раздробленных национальных государств, например, Германии, Италии. Вместе с тем, уже тогда народы нередко самоопределялись с нарушением национальной основы Так, лица, говорящие на французском языке, самоопределились в трех государствах (Франции, Бельгии и Швейцарии), люди, говорящие на английском языке, - более чем в пяти (Англии, США. Канаде, Ирландии, Новой Зеландии, Австралии).

Процесс реального международно-правового оформления принципа самоопределения начался после второй мировой войны при активном участии ООН

Хотя предшественница ООН, Лига Наций, и внесла немалый вклад в развитие прав меньшинств на свою культуру, религию, образование, ее отношение к принципу самоопределения было достаточно определенным. Так, в 1920 г. Швеция сослалась на принцип самоопределения в споре с Финляндией по поводу принадлежности Аландских островов Однако, Комитет юристов, назначенный Советом Лиги Наций, решил, что «хотя принцип самоопределения занимает значительное место в современных политических концепциях, о нем не упоминается в Уставе Лиги Наций и его нельзя считать позитивной нормой международного права» (4).

В Уставе ООН принцип самоопределения упоминается дважды. Согласно п. 2 ст. 1 Устава, одной из целей Организации является «развивать дружественные отношения между нациями на основе уважения принципа равноправия и самоопределения народов». В соответствии со ст. 55. уважение принципа равноправия и самоопределения народов составляет одну из основ мирных и дружественных отношений между нациями.

В дальнейшем принцип равноправия и самоопределения народов получил свое нормативное закрепление в Международных пактах о правах человека 1966 г., в Хельсинкском Заключительном акте 1975 г. Важное значение имели также принятые ГА ООН Декларация о предоставлении независимости колониальным странам и народам от 14 декабря 1960 г.. Декларация о принципах международного права от 24 октября 1970 г., Декларация о недопустимости интервенции и вмешательства во внутренние дела государств от 9 декабря 1981 г., и другие международно-правовые акты.

Так, согласно Международным пактам о правах человека, «Все народы имеют право на самоопределение. В силу этого права они свободно устанавливают свой политический статус и свободно обеспечивают свое экономическое, социальное и культурное развитие» В Хельсинкском Заключительном акте 1975 г., говорится: «Исходя из принципа равноправия и права народов распоряжаться своей судьбой, все народы имеют право в условиях полной свободы определять, когда и как они желают, свой внутренний и внешний политический статус без вмешательства извне и осуществлять по своему усмотрению свое политическое, экономическое, социальное и культурное развитие».