Начавшийся во второй половине XIX в. процесс кодификации и прогрессивного развития норм права вооруженных конфликтов пошел по двум основным направлениям. Одно из них было связано с правовой защитой жертв войны (Женевское право), другое с правовым ограничением средств и методов ведения войны (Гаагское право).

Заметим, что приведенные выше понятия используются здесь для удобства изложения материала, поскольку, актуальное в недавнем прошлом,  сегодня это  несколько  искусственное деление права вооруженных конфликтов на две подотрасли утрачивает свое значение и носит условный характер (7).

Женевская Конвенция 1864 г. об улучшении участи раненых и больных, во время сухопутной войны, заложившая правовую основу деятельности армейских медицинских формирований на поле боя была пересмотрена немногим более чем через 40 лет по инициативе МККК с учетом опыта нескольких войн. В 1929 г., после первой мировой войны, конвенция была вновь пересмотрена. Через четыре года после второй мировой войны была принята 1 Женевская конвенция о улучшении участи раненых и больных в действующих армиях (от 12 августа 1949 г.), которая действует и по сей день.

В 1899 г 1 Гаагская конференция мира приняла конвенцию, распространившую сферу действия Женевского права на жертвы морской войны. Пересмотренная редакция этой Конвенции была принята на II Гаагской конференции мира 1907 г., а затем трансформировалась в ныне действующую И Женевскую конвенцию об улучшении участи раненых, больных и лиц, потерпевших кораблекрушение, из состава вооруженных сил на море (от 12 августа 1949 г.)

Вышеупомянутые конференции рассмотрели еще один вопрос, основательно представленный в обычном праве, а именно обращение с военнопленными. Конвенции 1899 и 1907 гг., о законах и обычаях сухопутной войны (с прилагаемым Гаагским положением) содержали некоторые правила обращения с военнопленными. Одна из двух Женевских конвенций 1929 г., которая была составлена на основе опыта первой мировой войны и явилась, по существу, кодексом военнопленного, также была пересмотрена после второй мировой войны. III Женевская конвенция 1949 г. об обращении с военнопленными действует и в настоящее время.

Новеллой в договорном праве стала IV Женевская конвенция 1949 г., специально посвященная проблеме правовой защиты гражданскогонаселения  во  время  воины,  прежде  всего  на  оккупированных

Принятие Конвенций 1949 г. положило начало расширению сферы действия норм права вооруженных конфликтов на ситуации внутригосударственных вооруженных конфликтов. Речь идет о ст. 3, общей для всех четырех конвенций 1949 г.

Как известно, весь послевоенный период характеризовался многочисленными конфликтами. Деколонизация Африки и Азии часто сопровождалась ожесточенными столкновениями. В ходе вооруженных конфликтов, происходивших между слабыми (в материальном отношении) и сильными (в военном отношении) стали прибегать к таким методам, которые были несовместимы с традиционными способами ведения войны (партизанская война).

В то же время неограниченная гонка вооружений привела к образованию арсеналов систем вооружений, основанных на новейших технологиях. Применение такого оружия, и в первую очередь ядерного, неизбежно лишило бы всякого смысла все принципы права вооруженных конфликтов.

Естественно, право вооруженных конфликтов не могло не откликнуться на эти изменения. Если к тому же вспомнить, что вне сферы действия Конвенций 1949 г., оказалась весьма важная проблема, а именно - защита гражданского населения от непосредственного воздействия войны, то станут понятны мотивы, побудившие МККК представить в 70-х гг., на рассмотрение и одобрение правительств проекты двух новых договоров (8).

Проходившая в Женеве с 1974 по 1977 гг.. Дипломатическая конференция, как известно, приняла два Дополнительных протокола к Женевским конвенциям (9). Протокол 1 содержит нормы, относящиеся к международным вооруженным конфликтам. Протокол II -относящиеся к вооруженным конфликтам немеждународного характера. Сами же Конвенции 1949 г., остались без изменений.

В работе Дипломатической конференции принимали участие представители более 120 государств и нескольких национально-освободительных движений. Столкновение взглядов и напряженность в отношениях между участниками конференции адекватно отражали ситуацию в мировом сообществе, сложившуюся в послевоенный период.

Если вплоть до принятия Конвенций 1949 г. право вооруженных конфликтов основывалось главным образом на европейских философских (мировоззренческих) началах, то ко времени принятия Дополнительных протоколов 1977 г. ситуация существенно изменилась. Тексты этих Протоколов, следуя общепризнанным гуманистическим целям, испытали, вместе с тем, влияние неевропейских подходов.

Оба Протокола значительно повышают степень правовой защиты наиболее уязвимых категорий лиц. прежде всего гражданского населения.

Заметим, что Протокол I сопрягает в одном международно-правовом акте нормы Женевского и Гаагского права, которые прежде развивались относительно самостоятельно.

Наконец, возобладало мнение, согласно которому недостаточно только оказывать помощь жертвам военных действий Не менее важно, чтобы право накладывало ограничения на сами военные действия с тем, чтобы причинялось как можно меньше излишних страданий и повреждений.

В период после 1949 г. помимо Дополнительных протоколов появились и другие нововведения в области правовой защиты лиц и объектов во время вооруженных конфликтов.

См. также:

Егоров С.А. Вооруженные конфликты и международное право. М., 1999.