Гаагское право. Имеются в виду, в частности, такие источники, как Гаагская конвенция о защите культурных ценностей в случае вооруженного конфликта от 14 мая 1954 г., Конвенция о запрещении разработки, производства и накопления запасов бактериологического (биологического) и токсинного оружия и об их уничтожении от 10 апреля 1972 г. Эта Конвенция существенно усилила один из запретов, предусмотренных Женевским протоколом 1925 г., а именно -запрещение бактериологического оружия. Договор о химическом оружии 1993 г., запрещает не только его использование, но также производство и обладание им. Конвенция о запрещении военного или любого иного враждебного использования средств воздействия на природную среду от 10 декабря 1976 г. имела целью в корне пресечь возможность применения нового способа ведения военных действий -воздействуя на природную среду.

Как известно, первые десятилетия после второй мировой войны интерес мирового сообщества был сконцентрирован на оружии массового уничтожения. Имели место серьезные опасения, что это оружие будет использовано снова, что приведет к катастрофическим последствиям не только для страны, подвергшейся нападению, но и для всего мира. Поэтому большинство заключенных после 1945 г. договоров о контроле над вооружениями касалось ядерного, химического и биологического оружия.

Однако в последние годы вследствие ослабления угрозы глобальной ядерной войны и снижения уровня военного противостояния сверхдержав, все больше внимания уделяется обычным средствам ведения войны. В первую очередь речь идет об ограничениях использования тех видов оружия, которые наносят наибольшой ущерб мирному населению. Среди них наиболее острой является проблема сухопутных мин

На территории как минимум 60 сгран установлено около 100 млн. мин, главным образом противопехотных (10). Они делают непригодными для обитания людей целые районы, что препятствует безопасному передвижению населения и возвращению миллионов беженцев. Например, в Афганистане за 1979-1988 гг. было установлено 5-15 млн. мин, вследствие чего обширные территории этой страны останутся безжизненными и в следующем веке.

В таких странах как Сальвадор, Грузия (Абхазия), Гватемала, Руанда количество установленных мин исчисляется десятками тыс. Мины не только нарушают экономику соответствующей страны, но и представляют угрозу гуманитарным организация, работающим в зонах вооруженных конфликтов.

Из-за низких издержек производства (в некоторых странах всего 3 долл. за штуку) противопехотные мины легко доступны как регулярным войскам, так и партизанам В то же время стоимость разминирования крайне высока (300-600 долл. за мину). Каждый месяц от мин погибают около 800 человек и тысячи получают ранения, причем большинство жертв составляют гражданские лица (11). Есть опасения, что будут широко производиться и применяться новые виды противопехотных вооружений, например, вызывающих слепоту.

Со времен Гаагских конвенций и деклараций 1899 и 1907 гг. вплоть до 80-х гг. формально не был запрещен или ограничен ни один из видов обычных вооружении. Лишь в 1979 г. была созвана специальная конференция ООН по проблеме антигуманных видов оружия.

Никакие вооружения не могут считаться «гуманными», но они существенно различаются в плане воздействия на людей (например, обширности и тяжести ранений, продолжительности нанесенного ущерба), а также размеров затрагиваемой территории и степени контроля над оружием со стороны тех, кто его применяет. В этом смысле применение особо жестоких видов оружия, и следовательно более негуманных, чем другие, требует особого юридического режима.

В 1980 г. вторая сессия конференции ООН (12) приняла текст Конвенции о запрещении или ограничении применения конкретных видов обычного оружия, которые могут считаться наносящими чрезмерные повреждения или имеющими неизбирательное действие, кратко именуемая Конвенцией по некоторым видам обычных вооружений (КНВОВ). К ней прилагались три протокола.

Протокол I запрещает использование любых вооружений, которые наносят ранения фрагментами, не поддающимися обнаружению с помощью рентгена.

Протокол II ограничивает использование мин, мин-ловушек и других устройств, имея в виду предотвращение или по крайней мере снижение жертв среди гражданских лиц во время и после боевых действий

Протокол 11 не относится к применению противокорабельных мин на морях и внутренних водоемах. Здесь продолжают действовать правила, установленные почти 90 лег назад: V11I Гаагская конвенция 1907 г. запрещает размещение неякорных автоматических контактных мин, за исключением мин, сконструированных таким образом, чтобы становиться невзрывоопасными не позднее, чем через час после того, как те, кто их установил, утрачивают контроль над ними.

Протокол III регламентирует применение зажигательного оружия (напалм и т.п.).

КНВОВ устанавливает, что для обсуждения хода выполнения самой конвенции и ее протоколов, а также рассмотрения новых протоколов, могут созываться конференции участников.

По инициативе Франции, поддержанной почти всеми другими участниками, такая конференция состоялась в Вене осенью 1995 г. Для выполнений подготовительной работы Генеральным Секретарем ООН была учреждена Группа правительственных экспертов (13). На их встречах, а также на специальном неправительственном симпозиуме, был выработан ряд предложений, которые представлены ниже вместе с рекомендациями МККК (14).

Предложения по усилению существующих ограничений в рамках КНВОВ главным образом относятся к сухопутным минам. Их реализация потребует изменения Протокола II. Ниже перечислен ряд основных предложений:

1. Запретить использование всех противопехотных мин.

2. Регулировать  торговлю  сухопутными  противопехотными минами. Шаг в этом направлении был сделан в 1993 г., когда ГА ООН призвала  все  страны  объявить  мораторий  на  экспорт  мин, представляющих  значительную  угрозу  для  мирного  населения. Соответствующая  резолюция  ООН  (15)  была  инициирована США, ранее в одностороннем порядке приостановившими экспорт сухопутных противопехотных мин.

В ответ на призыв ООН (который был повторен в 1994 г.) (16) ряд стран приостановил экспорт мин. Аргентина, Бельгия, Канада, Чехия, Франция, ФРГ, Израиль, Италия, Польша, Словакия, ЮАР, Испания,Швеция и США объявили мораторий на все виды мин. Россия и Великобритания прекратили экспорт только мин, не снабженных механизмами самоуничтожения или самонейтрализации, а Голландия и Швейцария запретили экспорт мин в страны, не подписавшие Протокол II (17) Эксперты из КНР, Кубы, Ирана и Пакистана выступили с возражениями против ограничений на экспорт сухопутных мин.

3. Запретить использование мин, не снабженных механизмами самоуничтожения.

4. Запретить использование прыгающих осколочных мин, не снабженных механизмами самоуничтожения или самонейтрализации.

  1. Обеспечить, чтобы производились только такие мины, которые могут быть обнаружены  с  помощью  общепринятого  оборудования, например, электромагнитных миноискателей. Запретить производство мин с пластиковыми, деревянными и иными неметаллическими корпусами.
  2. Противотанковые мины должны снабжаться механизмами самонейтрализации, а не самоуничтожения Применение механизмов самоуничтожения следует запретить во избежание  экологического ущерба.
  3. Запретить применение неизвлекаемых мин, взрывающихся при попытках их извлечения, нейтрализации или разрушения.

8. Усилить меры предосторожности в отношении гражданских лиц. Это может быть сделано путем обозначения минных полей, даже если  там  установлены  самоуничтожающиеся  или самонейтрализующиеся мины.

  1. Установить ответственность каждой стороны за очистку от всех установленных ими мин или их уничтожение после окончания активных военных действий.

10. Признать право каждой страны на участие в обмене оборудованием, материалами и научно-технической информацией, касающихся реализации Протокола II и средств разминирования. Информация, поступающая в банк данных, должна быть доступна для всех. Скоординированная Секретариатом  ООН программа разминирования (18) должна   обеспечить все обращающиеся туда страны консультациями и помощью.

1 1 Создать комиссию по проверке, которая будет открыта для участия всех стран и сможет проводить расследования случаев невыполнения Конвенции.

  1. Обеспечить  коллективные  действия  в  соответствии  с международным правом против государств, нарушающих Конвенцию. Обязать государства-нарушителей выплачивать компенсацию и нести ответственность за действия лиц, входящих в их вооруженные силы.

13. Ввести  обязательное  обучение по применению оружия в соответствии  с  правом  вооруженных  конфликтов,  внести соответствующие положения во все инструкции по применению оружия.

  1. Договориться о специальных мерах но защите гуманитарных организаций, работающих в местах с повышенной миноопасностью.

15. Распространить  действие  Конвенции  на внутригосударственные  вооруженные  конфликты,  получившие  в последнее время  большое  распространение. Решение  этой задачи, однако, затруднительно  в  виду следующей  проблемы: как  сделать субъектами международных договоров негосударственные образования?

В преамбуле КНВОВ стороны выразили стремление к дальнейшему запрещению или ограничению некоторых видов обычных вооружений. Для этого потребуются переговоры о новых протоколах. На рассмотрение вышеназванной конференции было вынесено 4 новых предложения:

1. Ограничить размещение лазерного оружия. Так, широкое распространение получили портативные лазерные дальномеры и целеуказатели. Многие из них способных поражать как человеческий глаз, так и онтоэлектронные сенсоры (19). Наносимый лазерами сетчатке глаза ущерб носит долговременный характер и не поддается излечению (20). Преднамеренное ослепление противоречит международному праву вооруженных конфликтов, запрещающему причинение чрезмерных страданий.

2 Потребовать, чтобы боеприпасы в виде кассетных авиабомб, артиллерийских снарядов, управляемых и неуправляемых ракет снабжались устройствами самоликвидации в случае непопадания в цель.

  1. Запретить использование оружия и боеприпасов калибра менее 12,7 мм, выделяющих при дистанции стрельбы не менее 25 м энергию более чем 20 джоулей/см при прохождении в теле человека первых 15 см.  Такие системы оружия  могут вызывать  поражения, сходные с действием разрывных пуль типа «дум-дум», запрещенных Гаагской декларацией 1899 г.
  2. Обновить правила использования морских мин.  Необходимо учесть последние технические достижения, а именно мины магнитного и акустического  действия, срабатывающие  от  давления или комбинированного воздействия этих факторов. VIII Гаагская конвенция 1907 г., распространяегся только на автоматические контактные мины. Все  без  исключения  мины  должны  оснащаться  механизмами самонейтралнзации.

Заметим, что на конференции 1995 г. был принят Протокол, касающийся ограничения использования лазерного оружия (21).

Многие из перечисленных выше предложений были включены в текст Протокола II КНВОВ, который именуется теперь "Протокол о запрещении или ограничении применения мин, мин-ловушек и других устройств с поправками, внесенными 3 мая 1996 г.," (22 ).

С точки зрения права вооруженных конфликтов наиболее желательным был бы полный запрет противопехотных мин, который легче поддается контролю, чем частичные ограничения на их использование. Однако добиться подобного запрета трудно, если учесть, что ежегодно в примерно 50 странах (в основном промышленно развитых) производится до 10 млн. противопехотных мин разных типов. В число известных экспортеров входят Бельгия, Бразилия, Болгария, Канада, Чили, КНР, бывшая Чехословакия, Египет, Франция, ФРГ, Греция, Венгрия, Израиль, Италия, Пакистан, Польша, Португалия, Румыния, Сингапур, ЮАР, Испания, Швеция, бывший СССР, Великобритания, США, Вьетнам, бывшая Югославия (23).

К тому же. по мнению некоторых военных, мины являются наиболее эффективным средсгвом достижения целей, для которых они применяются (24), а именно, защиты территории от доступа туда пехоты или диверсантов.

Тем не менее. Дипломатическая конференция по всеобщему запрещению противопехотных мин (Осло, 1-18 сентября 1997 г.) приняла Конвенцию о запрещении применения, накопления запасов, производства и передачи противопехотных мин и об их уничтожении (25).

В попытках усилить влияние международного права на вооруженные конфликты нельзя забывать, что нормы поведения, выработанные в мирное время, в ходе боевых действий не могут противостоять давлению соображений чисто военной целесообразности. Поэтому сохраняется опасность, что при определенных условиях как это не раз случалось в прошлом -сохраняющиеся в арсеналах запрещенные виды оружия будут применены вновь.

Здесь, проявляется неразрывная связь, между правом вооруженных конфликтов и разоружением. Такая связь была признана участниками КНВОВ, выразившими в преамбуле к ней уверенность, что позитивные результаты в деле запрещения или ограничения некоторых видов вооружений облегчат переговоры по разоружению, нацеленные на прекращение производства, накопления и поставок этого оружия. Речь идет о всех видах антигуманного оружия, охватываемых сейчас или в будущем КНВОВ. Однако разоружение подразумевает ликвидацию существующих запасов оружиям, а также остановку или конверсию под международным контролем соответствующих производственных мощностей. Эти проблемы должны обсуждаться на специальном форуме, например на Конференции по разоружению.

См. также:

Егоров С.А. Вооруженные конфликты и международное право. М., 1999.