Упоминавшаяся ст. 3 вводит в действующее международное право нормативное запрещение совершать следующие действия в отношении лиц, "которые непосредственно не принимают участия в военных действиях, включая тех лиц из состава вооруженных сил, которые сложили оружие, а также тех, которые перестали принимать участие в военных действиях вследствие болезни, ранения, задержания или по любой другой причине":
- посягательство на жизнь и физическую неприкосновенность, в частности всякие виды убийства, увечья, жестокое обращение...
- взятие заложников;
- посягательство на человеческое достоинство, в частности оскорбительное и унижающее обращение;
- осуждение и применение наказания без предварительного судебного решения, вынесенного надлежащим образом учрежденным судом, при наличии судебных гарантий, признанных необходимыми цивилизованными нациями.
Более детальные положения Протокола Н, развивающие и конкретизирующие правила, содержащиеся в ст. 3 позволяют, с большей степенью определенности уяснить их юридическое содержание.
Ст. 4 Протокола II устанавливает основные гарантии, направленные на обеспечение гуманного обращения. Ст. 6 подробно формулирует требования относительно надлежащим образом организованного судебного разбирательства А ст. 5 представляет собой своего рода кодекс правил обращения с людьми, содержащимися в заключении, и здесь особенно наглядно проявляется влияние на Протокол II идей Международного пакта о гражданских и политических правах 1966 г.
Говоря об обращении с заключенными, следует обратить внимание на существенную разницу между правовым режимом, применяемым во время вооруженных конфликов немеждународного характера, и правом международных вооруженных конфликтов. Ни ст. 3, ни Протокол II не устанавливают особого статуса для комбатантов или военнопленных, а ограничиваются лишь гарантиями гуманного обращения с любым человеком, сложившим оружие или прекратившим принимать участие в военных действиях по любой другой причине. С захваченными повстанцами безусловно следует обращаться должным образом при любых обстоятельствах, но они не являются военнопленными, и ничто в международном праве не препятствует властям привлекать их к ответственности по национальному уголовному законодательству.
Протокол II устанавливает ряд правил относительно уголовных наказаний. Он запрещает выносить смертный приговор беременным женщинам, матерям, имеющим малолетних детей, и молодым людям, не достигшим восемнадцатилетнего возраста в момент совершения правонарушения (ст. 6). В рамках этих судебных гарантий государство, преследующее в судебном порядке повстанцев, вправе обращаться с ними по всей строгости закона. Это отличие от правового режима, применяемого во время международных конфликтов, объясняется отказом государств рассматривать мятежников или повстанцев иначе как "обычных" нарушителей закона.
По инициативе МККК после второй мировой войны все большее распространение получает практика, принимающая во внимание как особое положение повстанцев, так и точку зрения правительства. В соответствии с этим захваченные члены повстанческих группировок имеют право на такое же обращение, как и военнопленные, при условии, что они выполняют правила, применяемые во время боя, то есть, в частности, носят открыто оружие и уважают принципы гуманитарного права. Решение их судьбы следует отложить до окончания войны, когда улягутся страсти. Если мятежников в случае их пленения ждет лагерь, а не камеры строгого режима или виселицы, то это, в известной мере, будет способствовать достижению национального согласия (45).
В ст. 3 содержится характерное гуманитарное требование подбирать раненых и больных и оказывать им помощь. Это сформулированное в общем виде обязательство также получило свое развитие в Протоколе П. Например, всегда пользуется защитой медицинский и духовный персонал (ст. 9). Выполнять медицинские обязанности следует в соответствии с профессиональной этикой. Такая деятельность, по меньшей мере частично,' пользуется защитой от уголовного преследования (ст. 10). Еще одно новое правило требует уважения эмблем красного креста и красного полумесяца (ст. 12).
Как и ст. 3, Протокол II представляет собой документ гуманитарного характера, предназначенный для защиты прав человека в условиях вооруженного конфликта немеждународного характера. Развивая содержание ст. 3, Протокол И распространил сферу действия принципа защиты гражданского населения на условия внутригосударственного вооруженного конфликта.
Согласно ст. 13 Протокола II, в период вооруженных конфликтов немеждународного характера гражданское население и отдельные гражданские лица пользуются общей защитой от опасностей, возникающих в связи с военными операциями, в силу чего они не должны являться объектом нападения и в отношении их запрещаются акты насилия или угрозы насилием, имеющие основной целью терроризировать гражданское население. В соответствии со ст. 17 запрещается принудительное перемещение гражданских лиц, если только необходимость в этом не вызывается требованиями обеспечения безопасности этих лиц или настоятельными причинами военного характера.
Егоров С.А. Вооруженные конфликты и международное право. М., 1999.