Современное международное право в принципе не запрещает участие в вооруженном конфликте немеждународного характера третьего государства на стороне и по инициативе правительства. Однако аналогичное участие на стороне повстанцев рассматривается как незаконное вмешательство во внутренние дела соответствующего государства и, следовательно, как нарушение основопологающих норм международного права (47).

Подвергшиеся интернационализации внутригосударственные вооруженные конфликты ставят перед правом вооруженных конфликтов весьма сложные проблемы Следует признать, что ныне действующие источники права вооруженных конфликтов не содержат четких правил на этот случай. Попытка МККК дополнить действующее право соответствующими нормами не увенчалась успехом. В связи с этим ответ на весьма сложные вопросы приходится искать в практике государств и доктрине международного права.

Идеальным вариантом было бы применение к такою рода конфликтам норм права международных вооруженных конфликтов, поскольку возникающие в них проблемы сходны по своему характеру с проблемами, возникающими в ходе обычных международных конфликтов.

Конкретно возникают следующие правовые взаимоотношения:

  • между правительством и повстанцами - согласно ст. 3 и Протоколу II,
  • между правительством и третьим государством, принимающим участие в  конфликте  на стороне повстанцев - согласно праву международных вооруженных конфликтов;
  • между  третьим  государством,  принимающим  участие  в конфликте на стороне правительства, и повстанцами - согласно ст. 3 и Протоколу II;
  • между государствами, принимающими участие в конфликте на обеих сторонах, должно соблюдаться право международных конфликтов.

Эти решения, основывающиеся на практике, кажутся очевидными (за исключением, возможно, третьего случая, в котором фактически присутствует международный компонент). Однако до сих пор государства и стороны, участвующие в гражданских войнах, редко принимали их во внимание. Основные трудности возникают обычно в связи с проблемой взятых в плен повстанцев. МККК пытается найти прагматические решения для обеспечения такого обращения с пленными, которое соответствовало бы гуманитарным стандартам. Одно из возможных решений - обращаться со взятыми в плен повстанцами как с военнопленными, не предоставляя им статуса военнопленных de jure (48).

Егоров С.А. Вооруженные конфликты и международное право. М., 1999.