Анализ сферы применения ст 3 и Протокола II свидетельствует, что право вооруженных конфликтов применимо к внутренним конфликтам только тогда, когда военные действия достигают определенного уровня интенсивности. Социальные явления, находящиеся ниже этого уровня, представляют собой не вооруженный конфликт, "а всего лишь", беспорядки, волнения, напряженность, бунты и т. д.
Не являясь объектами регулирования права вооруженных конфликтов, эти ситуации тем не менее вызывают обеспокоенность, так как могут явиться источниками гуманитарных проблем, соизмеримых с проблемами, возникающими во время гражданских войн.
Стараясь оградить достоинство человека во времена внутренних беспорядков и напряженности, МККК в последние годы предлагает свои услуги правительствам соответствующих государств, не ссылаясь на международное право, а действуя в качестве посредника по гуманитарным вопросам. Затем, с разрешения властей, делегаты МККК посещают места заключения людей, лишенных свободы в связи с событиями, и при необходимости принимают меры по улучшению условий их содержания. В этом контексте МККК заявляет о своем праве на гуманитарные инициативы. Это право основано на резолюциях Международных конференций Красного Креста и закреплено в Уставе Международного движения Красного Креста и Красного Полумесяца (49).
Егоров С.А. Вооруженные конфликты и международное право. М., 1999.