Показания подозреваемого, как гласит ст. 76 УПК — это сведения, сообщенные им на допросе, проведенном в ходе досудебного производства в соответствии с требованиями ст. 187—190 УПК. Таким образом, показания подозреваемого представляют собой один из видов личных доказательств, обладающих всеми присущими этим доказательствам свойствами.

В то же время, показания подозреваемого существенно отличаются от других личных доказательств. Своеобразие этого вида доказательств объясняется особенностями субъекта показаний: подозреваемый — это лицо, в отношении которого начато и осуществляется уголовное преследование. Поэтому в науке принято считать, что показания подозреваемого, так же, как и показания обвиняемого, имеют двойственную юридическую природу. С одной стороны, показания подозреваемого — один из видов доказательств, с другой — средство защиты подозреваемого от возникшего подозрения. Поскольку в силу конституционных положений о презумпции невиновности и праве на защиту никто не обязан свидетельствовать против самого себя, дача подозреваемым показаний является его правом, но не является обязанностью. Сказанное означает, что подозреваемый вправе отказаться от дачи показаний вообще или от ответа на какие-либо конкретные вопросы. Он не может быть принужден каким-либо образом к даче показаний и не несет уголовной ответственности за дачу показаний, заведомо для него являющихся ложными. В связи с этим весьма важно определить круг лиц, на которых распространяется указанная гарантия.

В соответствии со ст. 46 УПК, подозреваемым является лицо, в отношении которого возбуждено уголовное дело; которое задержано по подозрению в совершении преступления, к которому применена мера пресечения до предъявления обвинения, либо которое уведомлено о подозрении в совершении преступления в порядке, установленном ст. 223.1 УПК. Однако рассмотренный ранее конституционно-правовой смысл понятия подозреваемого позволяет учитывать не только формальное процессуальное, но и фактическое положение лица, в отношении которого осуществляется публичное уголовное преследование.

Руководствуясь приведенным выше толкованием понятия подозреваемого, во всех спорных ситуациях, связанных с определением объема предоставляемых процессуальных прав и гарантий, в том числе в процессе дачи показаний, следует исходить не из формального понятия подозреваемого, а из его конституционно-правового смысла. Поэтому в качестве показаний подозреваемого следует рассматривать показания не только лица, в отношении которого возбуждено уголовное дело, которое задержано по подозрению в совершении преступления, к которому применена одна из мер пресечения, но и в отношении которого соответствующими органами совершены предусмотренные законом действия, направленные на установление факта совершения им преступления. Показания такого лица должны рассматриваться как показания подозреваемого независимо от того, в каком качестве это лицо было фактически допрошено. Оценка допустимости показаний этого лица зависит от того, были ли предоставлены этому лицу надлежащие процессуальные гарантии права на молчание: имело ли это лицо должное представление о своем процессуальном статусе и было ли обеспечено ему гарантированное Конституцией РФ право на получение помощи адвоката-защитника.

Ранее уже отмечалась нечеткость законодательного регулирования вопроса о моменте приобретения лицом статуса подозреваемого. Но не менее сложен и момент окончания пребывания лица в этом статусе. Так, вынесение постановления о привлечении в качестве обвиняемого лица, к которому до предъявления обвинения была применена мера пресечения, создает своеобразную коллизию процессуальных статусов. Лицо, в отношении которого вынесено постановление о привлечении в качестве обвиняемого, формально уже не является подозреваемым, но фактически остается таковым до предъявления ему обвинения, и этот срок в соответствии со ст. 172 УПК может длиться до трех суток. Если в 10-дневный срок с момента применения меры пресечения обвинение не предъявлено, то мера пресечения, как следует из ч. 1 ст. 100 УПК, немедленно отменяется. Применение этого правила не вызывает затруднений, если речь идет о заключении под стражу: суд, прокурор, следователь, орган дознания, дознаватель обязаны немедленно освободить всякого содержащегося под стражей свыше установленного законом срока (ч. 2 ст. 10 УПК). Однако в иных случаях необходимости в специальном постановлении об отмене меры пресечения может и не возникнуть. Такие меры пресечения, как подписка о невыезде, залог, личное поручительство, просто перестают действовать. Очевидно, поэтому в следственной практике обнаруживаются неотмененные до окончания расследования постановления о применении меры пресечения, что является грубой ошибкой. Если окажется, что подозреваемый по истечении 10-дневного срока уехал с места постоянного или временного жительства, это не может быть расценено как сокрытие или воспрепятствование производству по делу. На личного поручителя не может быть наложено денежное взыскание, а залог не может быть обращен в доход государства и подлежит возврату залогодателю. В то же время, истечение срока действия меры пресечения не лишает лицо процессуальных гарантий, вытекающих из статуса подозреваемого, при возникновении необходимости его допроса.