Статья 74 УПК РСФСР называла два вида документов, используемых в качестве доказательств по уголовному делу: протоколы следственных и судебных действий и иные документы.

Протоколы следственных и судебных действий — это письменные акты, в которых зафиксированы ход и результаты следственных и иных процессуальных действий и судебного заседания. Статья 83 УПК говорит лишь о том, что протоколы должны соответствовать требованиям, установленным УПК. Однако ст. 87 УПК РСФСР содержала развернутое определение и относила к доказательствам протоколы, удостоверяющие обстоятельства и факты, установленные при осмотре, освидетельствовании, обыске, выемке, задержании, предъявлении для опознания, а также при производстве следственного эксперимента. Такой подход к определению этого вида доказательств представляется более обоснованным: он указывает на содержание доказательств и дает их перечень.

Содержанием протоколов следственных действий, действительно, являются удостоверенные ими факты и обстоятельства, обнаруженные органом расследования при производстве следственных действий. Особенностью протоколов следственных действий является то, что они отражают результаты непосредственного, чувственного восприятия дознавателем, следователем или прокурором следов, оставленных преступлением.

Статья 87 УПК РСФСР не включала в число доказательств протоколы допроса и очной ставки, поскольку протокол является лишь средством фиксации показаний, являющихся самостоятельным видом доказательств. Суд не может ограничиться оглашением протокола допроса в ходе предварительного расследования, в силу возможности неоднократного повторения показаний каждого обвиняемого, потерпевшего, свидетеля.

Иной характер носят протоколы осмотра, обыска, выемки, следственного эксперимента, предъявления для опознания и других следственных действий, отражающих личное восприятие следователем или дознавателем материальных следов преступления (осмотр места происшествия, освидетельствование), процесс и сам факт обнаружения орудий преступления или иных предметов и документов, имеющих значение для дела в определенном месте или у определенного лица (обыск, выемка), факт опознания или неопознания лица, предмета, местности, возможности или невозможности совершения определенного действия (предъявление для опознания, проверка показаний на месте, следственный эксперимент).

Эти следственные действия отличаются от допроса своей принципиальной неповторимостью, в силу чего составление протокола, в котором орган расследования фиксирует результаты своего личного наблюдения, является единственным средством, позволяющим сохранить эти результаты для суда. Законодатель детально регулирует порядок составления протокола с тем, чтобы обеспечить суду возможность получить объективную информацию о ходе и результатах следственного действия, обнаруженных следах преступления (в их широком смысле). Учитывая, что ознакомление с протоколом следственного действия есть опосредованное познание судом его хода и результатов, законодатель проявил заботу не только о том, чтобы протокол содержал максимум информации, но и о создании системы гарантий правильности отражения этой информации. А поскольку протокол является способом закрепления хода и результатов следственного действия, его доказательственное значение определяется не только соблюдением установленных законом правил протоколирования (ст. 166,167,180 УПК), но и, главным образом, законностью процедуры производства самого следственного действия.

Нарушение общих условий предварительного расследования, общих правил производства следственных действий или частных процедур, предписанных конкретному действию, исключает возможность использования полученных результатов, даже если сам протокол следственного действия не имеет видимых дефектов.

Поскольку законность процедуры производства и оформления следственного действия [1] как условия допустимости полученного доказательства уже была предметом рассмотрения, остановимся на вопросах, которые способны вызвать некоторые затруднения.

В ходе следственных действий могут применяться разнообразные технические средства, как поискового характера, так и предназначенные для фиксации полученных сведений. Результаты применения технических средств могут иметь материальный, овеществленный характер: аудио-, видеозапись, фото-, киносъемка, слепки и оттиски. Кроме письменной формы фиксации информации, орган расследования может использовать и дополнительные средства, такие как составление схем, планов, рисунков, чертежей. Указанные средства запечатления информации в качестве самостоятельного вида доказательств в ст. 74 УПК не названы, поскольку считаются приложениями к протоколу следственного действия, без которого они не имеют самостоятельной доказательственной ценности. Не могут использоваться в качестве источников доказательственной информации результаты применения технических средств и в том случае, если в протоколе следственного действия не отражен факт применения этих средств, не указано, какие технические средства к каким объектам были применены, какие приложения к протоколу следственного действия были изготовлены.


Технические средства используются чаще всего для фиксации не только вербальной, т.е. знаковой, но также предметной и наглядно-образной информации, способы отражения которой принципиально отличаются от знакового описания этой информации в протоколе. Как правильно отмечает С. А. Шейфер, они различаются «степенью адекватности отображения. По мере перехода от знаковой формы к графической, от графической — к наглядно-образной, от наглядно-образной — к предметной, адекватность отображения повышается» [2]. Поэтому содержание протокола может иметь определенные расхождения с той информацией, которая запечатлена путем фото-видео-киносъемки, аудиозаписи, изготовлением слепков и схем, в силу чего последние не могут рассматриваться лишь как иллюстрация протокола. Так, звуко- и видеозапись хода следственного действия позволяет суду увидеть характерные телодвижения и жесты, выражение лица, услышать интонацию, которые невозможно отразить в протоколе, но которые чрезвычайно важны для оценки полученных в ходе следственного действия результатов. Отсутствие на фотографиях, изготовленных при осмотре места происшествия, определенных следов не позволяет рассматривать в качестве надежного доказательства протокол осмотра, отражающий факт присутствия таких следов.

С учетом определенной самостоятельности результатов применения факультативных или дополнительных средств фиксации хода и результатов следственного действия в науке предприняты попытки определить их видовую принадлежность. Так, объемные и прочие слепки и оттиски, воспроизводящие внешние признаки материальных объектов, принято считать производными вещественными доказательствами. Рисунки, планы, схемы, изготовленные участниками следственного действия, с определенной долей условности можно отнести к документам, а изготовленные следователем, они являются частью протокола. Однако фотоснимки, видеофильмы и аудиозаписи в привычную схему не укладываются, поэтому ученые считают, что эти средства фиксации хода и результатов следственного действия в совокупности с протоколом образуют более сложное сочетание, некое комплексное доказательство, элементы которого взаимно дополняют и обогащают друг друга [3].

Статья 83 УПК, как известно, строгого перечня протоколов следственных действий, используемых в качестве доказательств не содержит. Однако доказательственное значение протоколов некоторых следственных действий ввиду существенного отличия самих этих действий от тех, что носят отчетливо выраженный познавательный характер, вызывает определенные сомнения. Рассмотрим их.

Протокол осмотра и прослушивания фонограммы записи переговоров, записанных по постановлению органа расследования с разрешения суда, в котором дословно излагается та часть фонограммы, которая, по мнению следователя, имеет отношение к уголовному делу (ч. 7 ст. 186 УПК), составляется следователем в присутствии понятых, а при необходимости, специалиста, а также лиц, чьи телефонные переговоры были записаны. Запись в протоколе этого процессуального действия осуществляется, таким образом, не на основании непосредственного восприятия самого разговора, а путем механического повторения зафиксированной с помощью звукозаписывающего устройства информации уже в письменном виде, обеспечивающем удобство ознакомления с соответствующей частью содержания переговоров. При этом сама фонограмма в полном объеме постановлением органа расследования приобщается к материалам уголовного дела в качестве вещественного доказательства и хранится в опечатанном виде, обеспечивающем не только сохранность ее от прослушивания и тиражирования посторонними лицами, но и техническую пригодность для повторного прослушивания, в том числе в судебном заседании (ч. 8 ст. 186 УПК). Соответственно, доказательственная ценность протокола осмотра и прослушивания фонограммы состоит не в изложении в нем содержания записи, а в удостоверении самого факта ее существования на электронном или магнитном носителе, переданном в установленном порядке органами, осуществлявшими контроль и запись переговоров. Протокол призван удостоверить также целостность упаковки фонограммы и удостоверяющей ее печати органа, осуществлявшего прослушивание, наличие технической возможности прослушать запись переговоров, качество записи, отсутствие технических помех и т.д. Не имеющий самостоятельной доказательственной ценности протокол осмотра и прослушивания фонограммы переговоров, таким образом, имеет значение для оценки доказательственного значения самой фонограммы.

Составление протокола предусмотрено и при назначении следователем судебной экспертизы. В соответствии с ч. 3 ст. 195 УПК следователь составляет протокол, удостоверяющий факт ознакомления подозреваемого, обвиняемого, защитника с постановлением о назначении экспертизы и разъяснения принадлежащих им прав. Составляет следователь протокол и при выполнении требований ст. 206 УПК о предъявлении заключения эксперта для ознакомления подозреваемому, обвиняемому, защитнику, а в некоторых случаях, потерпевшему и свидетелю. Эти протоколы доказательственной информации об обстоятельствах совершения преступления не содержат, однако, как и в предыдущем случае, имеют значение для оценки законности действий органа расследования и выполнения им требований закона, направленных на обеспечение прав участников уголовного процесса [4].


Доказательственное значение протокола задержания связано с его способностью отражать сведения, имеющие существенное значение для уголовного дела. В соответствии со ст. 92 УПК, в протоколе задержания указываются дата и время составления протокола, дата, место, время, основания и мотивы задержания подозреваемого, результаты его личного обыска и другие обстоятельства задержания. Задержание, таким образом, представляет собой сложное процессуальное действие, протокол которого отражает как факт краткосрочного лишения лица свободы, так и обстоятельства, послужившие основанием для возбуждения уголовного дела.

Однако использование протокола задержания в качестве средства адекватного удостоверения обстоятельств, имеющих значение для дела, затруднено тем, что фактическое задержание подозреваемого лица непосредственно в ходе или после совершения преступления не совпадает с моментом составления протокола. В связи с этим протокол задержания составляет, как правило, не тот субъект, который был очевидцем событий, послуживших основанием для задержания. В этом случае в протоколе могут быть отражены только результаты личного обыска задержанного, т.е. подробно указаны все имеющие значение для дела предметы, обнаруженные при задержанном (оружие, боеприпасы, наркотические вещества, деньги, ценности, документы), содержащие следы преступления предметы его одежды и пр. Указание оснований задержания должно сопровождаться перечнем лиц, участвовавших в задержании или присутствовавших при этом.

Результаты непосредственного наблюдения сотрудником органа дознания факта совершения преступления, побега с места его совершения, уничтожения следов преступления и т.д., отраженные в протоколе задержания, будут иметь доказательственное значение лишь в том случае, если протокол составлен им самим. Протокол задержания не пригоден для удостоверения устных сообщений об обстоятельствах задержания, поскольку процедура задержания не предусматривает получение таких сообщений. Поэтому лицо, осуществлявшее непосредственный захват и доставление подозреваемого, должно быть допрошено в качестве свидетеля, а следовательно, не вправе производить никаких следственных действий [5].

Протокол получения образцов для сравнительного исследования (ст. 202 УПК) отражает факт получения следователем [6] образцов крови, почерка, волос и других образцов у подозреваемого, обвиняемого, свидетеля или потерпевшего. Доказательственное значение этого протокола проявляется при его оценке в совокупности с другими доказательствами: вещественными доказательствами со следами преступления и заключением эксперта о тождестве, сходстве или различии этих следов с образцами для сравнительного исследования, полученными у определенного лица.

Подводя итог, в целом можно сказать, что протоколы рассмотренных действий являются вспомогательными доказательствами. Аналогичный характер имеет протокол о представлении доказательств кем-либо из участников уголовного процесса или протокол о принятии представленного им доказательства, позволяющий проследить происхождение того или иного документа или вещественного доказательства и дать ему надлежащую правовую оценку.

Однако не все протоколы, составленные органом расследования, можно рассматривать в качестве доказательств. Часть из них служит другим целям и не отражает обстоятельств, подлежащих доказыванию. Так, не является доказательством протокол о наложении ареста на имущество, в том числе денежные средства и ценности, находящиеся на счете, во вкладе или на хранении в банках или иных кредитных организациях. Наложение ареста на имущество не является следственным действием и не направлено на собирание доказательственной информации. Эта мера процессуального принуждения направлена на обеспечение исполнения судебного решения о возмещении причиненного преступлением вреда и (или) компенсации имущества, полученного в результате совершения преступления или используемого или предназначенного для использования в качестве орудия преступления или для финансирования терроризма, организованной группы и т.п.

Не имеет никакого отношения к доказательствам и составляемый в соответствии со ст. 118 УПК протокол о нарушении участником уголовного процесса процессуальных обязанностей, за которое судом может быть наложено денежное взыскание.


Существенно отличается от протоколов следственных действий протокол судебного заседания, который отражает весь ход судебного разбирательства по уголовному делу. В нем находят закрепление не только сведения, имеющие значение для установления обстоятельств, имеющих значение для дела (показания свидетелей, потерпевших, обвиняемых, результаты осмотра или другого проведенного судом следственного действия), но и все совершаемые в судебном заседании действия суда в том порядке, в каком они имели место (в том числе по разъяснению прав, обязанностей и ответственности участникам судебного разбирательства), и сторон (заявленные ими ходатайства и отводы, возражения против действий председательствующего, заданные в ходе допросов вопросы, содержания выступления в прениях), а также все принимаемые судом по обсуждаемым вопросам решения (о мерах воздействия к нарушителям порядка судебного заседания, об удовлетворении или отклонении ходатайств и пр.). Доказательственное значение протокол судебного заседания имеет главным образом для следующих за судебным разбирательством стадий. Он позволяет суду апелляционной, кассационной и надзорной инстанции оценить законность процедуры судебного разбирательства, соблюдение прав его участников, полноту исследования обстоятельств дела и доказательств, соответствие выводов, изложенных в приговоре, установленным судом фактическим обстоятельствам. Приговор суда должен быть основан лишь на исследованных в суде доказательствах, но судить о том, какие доказательства были исследованы, можно лишь на основании протокола судебного заседания.

Отсутствие протокола судебного заседания рассматривается ст. 381 УПК в качестве безусловного основания, влекущего отмену приговора.

Протокол судебного заседания составляет секретарь судебного заседания, однако он считается готовым лишь в момент подписания его председательствующим. Закон предусматривает, что протокол судебного заседания должен быть изготовлен и подписан в течение 3 суток с момента окончания судебного заседания, т.е. с момента вынесения приговора. Однако ч. 7 ст. 259 УПК косвенным образом свидетельствует о том, что протокол судебного заседания в силу неких объективных обстоятельств может быть изготовлен и позднее. Предельного срока в УПК не названо, что создает определенные проблемы для реализации сторонами права на ознакомление с протоколом и принесение на него своих замечаний.

Кроме того, удаляясь в совещательную комнату, суд первой инстанции не имеет готового протокола судебного заседания, т.е. не рассматривает его в качестве доказательства. В связи с этим в науке высказывалось разумное предложение об оформлении протокола после каждого дня судебного заседания с тем, чтобы замечания на него были рассмотрены еще до окончания судебного разбирательства, т.е. до удаления суда в совещательную комнату [7]. Хотя ч. 6 ст. 259 УПК предусматривает возможность изготовления протокола судебного заседания по частям, такой порядок не является обязательным. Существуют и технические сложности ежедневного изготовления протокола судебного заседания.

---

[1] Подробнее о правилах протоколирования см.: Шейфер, С. А. Следственные действия. Система и процессуальная форма / С. А. Шейфер. — М. : Юрлитинформ, 2001. — С. 185—197.

[2] Шейфер, С. А. Указ. соч. — С. 187.

[3] См.: Шейфер, С. А. Там же. — С. 195 ; Белкин, Р. С. Курс криминалистики. — С. 147.

[4] Вопрос о влиянии нарушений прав обвиняемого или потерпевшего при назначении судебной экспертизы на допустимость заключения эксперта в практике пока не достаточно прояснен. И хотя Конституционный Суд РФ в Определении от 18.06.2004 № 206-О указал на обязанность органа предварительного расследования знакомить обвиняемого и его защитника с постановлением о назначении экспертизы до ее проведения, суды не признают это нарушение существенным.

[5] По мнению С. А. Шейфера, сотрудники органа дознания должны привлекаться к составлению протокола задержания, с тем, чтобы полнее зафиксировать в нем все фактические обстоятельства и основания задержания (Шейфер, С. А. Следственные действия. — С. 65—66). Не отрицая полезности этой рекомендации для последующей оценки законности задержания, трудно согласиться с тем, что такая запись в протоколе может иметь значение доказательства. Составляя протокол задержания, сотрудник органа дознания удостоверяет свои собственные наблюдения или наблюдения другого лица, произведенные в отсутствие надлежащих процессуальных гарантий. При задержании не присутствуют понятые, что снижает ценность непосредственного наблюдения событий сотрудником органа дознания, а фиксация сообщений со слов другого сотрудника без предупреждения его об уголовной ответственности за дачу заведомо ложных показаний препятствует возможности использования этого сообщения в дальнейшем. Как представляется, ничто не препятствует закреплению всей информации, послужившей основанием задержания, в порядке, предусмотренном законом. После составления протокола задержания следует подробно допросить всех лиц, принимавших участие в задержании или присутствовавших при этом, произвести допрос и освидетельствование задержанного.

[6] УПК допускает получение образцов экспертом, в этом случае оно является частью судебной экспертизы (ч. 4 ст. 202 УПК).

[7] См.: Морщакова, Т. Г. Оценка качества судебного разбирательства (по уголовным делам) / Т. Г. Морщакова, И. Л. Петрухин. — М. : Наука, 1987. — С. 63 ; Шейфер, Л. С. Доказательственное значение протокола судебного заседания / Л. С. Шейфер / Уголовная ответственность и ее реализация : межвуз. сборник. — Куйбышев, 1985. — С. 161.

Лазарева В. А. Доказывание в уголовном процессе. Глава 10. Вещественные доказательства и документы. § 2. Протоколы следственных и судебных действий. 
- М.: Юрайт, 2010. С. 324-333