Основным подходом, позволяющим реализовать принцип и итеративности применительно к личностной индивидуальности, является конституциональный. Эволюционная теория антропогенеза конституционального типа определяет новую качественную сущность синтеза этого типа, в основе которой лежит выработка определенных генетических и функциональных связей между различными организменными признаками в результате действия (по В.П. Эфроимсону) естественного отбора и экологической адаптации. Иначе говоря, под общей конституцией следует понимать возникшее в ходе фило- и онтогенеза при участии и средовых факторов, морфофункциональное единство организма и соматопсихическую целостность человеческой индивидуальности со сложными взаимозависимыми многозначными коррелятами, обеспечивающие определенную норму реакции, т.е. способ реагирования, зависящий от природы генотипа. Конституциональные типы обусловливают фенотипическое разнообразие человеческой популяции по множественным морфологическим, функциональным и психическим характеристикам, создающим уникальность каждого индивида, как личности.

Попытки целостного восприятия природы и духовного состояния человека предпринимались неоднократно. Интегральная индивидуальность человека -система, целью которой является сохранение целостности и тождественности человека самому себе в условиях непрерывных внутренних и внешних изменений - есть объект междисциплинарного исследования, объект исследования всех наук о природе и обществе. По мнению Русалова В.М., она должна иметь «жесткие» и «гибкие» элементы. «Жесткие» элементы (жесткая подсистема) обеспечивают ей преимущественно самостоятельность и устойчивость; благодаря «гибким» элементам (гибкой подсистеме) обеспечивается взаимодействие с внешним миром, социальной средой. Гибкие элементы могут быть соотнесены с понятием личности, а жесткая подсистема — с понятием организма и, если представить систему свойств организма как два пересекающихся множества (социальное и биологическое), то тогда психодинамические свойства человека будут занимать общий сегмент, образующийся в результате их пересечения.

Структурно-функциональными компонентами индивидуальности человека являются иерархические уровни. Своеобразие каждого уровня и определяет личностную индивидуальность, соответствующую интегративному содержанию. Еще известный отечественный психолог А.Ф. Лазурский (1908, 1923), взгляды которого базировались на эволюционно-биологическом принципе и теории функционального единства личности, выделял два уровня интегральной характеристики личности. Первый уровень составляет эндопсихика, которая является психофизиологической основой, ядром личности и включает всю совокупность основных психических функций (восприятие, мышление, память, внимание), темперамент и характер личности. Второй уровень образован экзопсихикой, куда включаются характеристики отношений личности к различным сторонам окружающей действительности (природе, материальным предметам, людям, социальным группам, духовным благам: науке, искусству, религии), а также к самой себе.

B.C. Мерлин (1968,   1986) в своем учении об интегральной индивидуальности человека уточнил с позиций достижений современной науки уровни феномена - «человек» в виде анатомо-физиологического, психодинамического, психологического, личностного, социально-психологического. При этом последующие интегрируют собою предыдущие.

П.Ф. Лесгафт (1837-1909), обсуждая процесс развития ребенка в семье, отметил необходимость полной гармонии физического развития с особенностями темперамента и характера (1890).

Возвращаясь к схеме иерархических уровней, предложенной В.С. Мерлиным, следует отметить, что большая их часть может быть отнесена к проявлениям психической жизни человека. Не вызывает сомнений участие головного мозга в ее протекании. Авторы одного из авторитетнейших переводных руководств по нейробиологии утверждают, что все нормальные функции здорового мозга, какими бы сложными они ни были, можно в конечном счете объяснить на основе взаимодействия структурных компонентов мозга. (Блум Ф. с соавт., 1988). Мозг функционирует, перерабатывая информацию, поставляемую ему органами чувств и периферической  нервной  системой.  Все остальные  системы  организма – от мышечной до сердечно-сосудистой - создают необходимые условия для нормального протекания процессов психической жизни: гормонально, энергетически, очистительно и т. п.

Никитюк Б.А. (1998) отмечает в системе иерархических уровней ведущую роль анатомо-физиологического уровня, так как он отчетливо маркирует разграничительные состояния всей соматопсихической целостности человека в связи с наследственными, половыми, конституциональными и прочими влияниями. В пределах анатомо-физиологического иерархического уровня структурно-функциональная, физиологическая и биохимическая изменчивость согласуются друг с другом. В этом случае интегрируются данные анатомической, физиологической и биохимической антропологии.

Таблица 1.1. Интегральная индивидуальность (по В.С.Мерлину с дополнением Б.А. Никитюка)

Уровни

 

 

 

 

 

Подуровни

® Социально-психологический

Личностный

 Психологический

  Психодинамический

   Анатомо-физиологический

   (включая нейродинамический)

® Организменный

Системный (аппаратный)

 Органный

  Тканевой

   Клеточный

    Субклеточный

     Молекулярный

Теории, предполагающие связь между внешностью и поведением, на много веков опережают рождение академической психологии. Удивительно не только то, что они возникают в глубоком прошлом, но то, что многие положения замечательно согласуются с ныне популярными. Человек, которому приписывают первые работы в этой области, - Гиппократ, предложивший не только типологию сложения (он выделил два типа, разделив людей на низких и толстых, с одной стороны, и высоких и худых, с другой), но также и типологию темпераментов и гуморальную концепцию, которая высоко конгруэнтна с современной идеей важности эндокринной секреции как детерминанты поведения (Hoskins, 1941).