Что делать, если ваше «да» на деле оказалось «нет»? Первоосновы «Верность слову», «Просьба» и «Доверие» подчеркивают, как важно быть честным и последовательным.

первооснова нарушение

Первооснова нарушение расскажет, что делать, если обещания не удалось сдержать.

К примеру, вы опоздали на встречу после того, как обязались быть на ней вовремя. Люди воспримут ваше опоздание как нарушение верности слову. Подобно тому как верность слову создает доверие, нарушение разрушает его и снижает вашу значимость в глазах группы.

Несмотря на обязательство и желание сдержать слово, скорее всего (возможно, даже неизбежно) рано или поздно произойдет «Нарушение». В этом случае необходимо быстро исправить ситуацию.

ПРИЗНАТЬ И СНОВА ОБЯЗАТЬСЯ

Шаг 1: признайте НАРУШЕНИЕ

«Я сказал, что приду в 9:00, но не пришел». Признавая, что допустил нарушение, человек делает первый шаг к исправлению ситуации. Если он не признал нарушения, группа должна указать ему на это («Замечание»). Таким образом коллектив предложит человеку восстановить верность слову и снова обрести силу в группе. Забота о верности слову другого члена группы — одно из высочайших проявлений поддержки в коллективе.

Шаг 2: снова обяжитесь быть ВЕРНЫМ СЛОВУ

«Впредь я не буду опаздывать». Именно так. Никаких оправданий. Они только снижают степень вашей ответственности и отнимают у группы драгоценное время. Если человек испытывает потребность объясниться, он может сделать это между первым и вторым шагами. Но чаще всего в этом нет необходимости. Гораздо важнее оправданий будет просьба о прощении.

Обращаясь к кому-то с «Просьбой» о прощении за «Нарушение» «Верности слову», вы просите его отказаться от права наказать вас за допущенную ошибку. В ответ человек либо простит вас, либо нет.

Президент Руанды Поль Кагаме когда-то сказал мне ценную вещь о прощении. Это было во времена, когда он вел страну к всеобщему миру после периода геноцида. Он подчеркнул, что, если человек соглашается простить провинившегося, он уже никогда не должен напоминать ему о допущенном нарушении. Это совсем не значит, что все забыто. Это значит, что та конкретная ошибка не может больше использоваться против того, кто был за нее прощен.

Ответственность человека, допустившего Нарушение, заканчивается с признанием ошибки и новым обязательством быть верным слову.

Группа делает свободный выбор, прощать его или нет. Нарушитель не в силах влиять на это.

Когда я объясняю группам суть первоосновы «Нарушение», меня постоянно спрашивают, что делать, если кто-то обязуется быть человеком слова, но систематически нарушает его и всякий раз признает ошибку как ни в чем не бывало. Можно ли злоупотреблять первоосновой «Нарушение»? Несмотря на то что технически это возможно, я не встречал такого за годы работы. Верность слову — простая концепция, обладающая, однако, глубоким смыслом. В своей практике мне приходилось видеть людей, относящихся к ней со всей серьезностью, искренне признающих свои нарушения и прилагающих усилия для того, чтобы не допускать их впредь.

Подытожим.

  • Высокопроизводительные группы мастерски используют потенциал социальных соглашений.
  • Люди заключают соглашения, признавая «Просьбы», обращаясь с ними к другим и отвечая на них.
  • «Доверие» — результат того, что люди всегда отвечают на «Просьбы» «Верностью слову».
  • «Нарушение» происходит, когда мы не выполняем данного слова.
  • Люди могут исправить ситуацию, 1) без оправданий признав нарушение, 2) снова обязав себя быть верным слову и 3) попросив прощения у группы.

Прежде всего убедитесь, что все члены группы обязались быть честными по отношению друг к другу. Затем научите их различать заявления, просьбы и распоряжения и признайте, что «нет» — допустимый ответ на просьбу.

Удостоверьтесь также, что все понимают суть такого явления, как доверие, ценят его, знают, как завоевать доверие и поддерживать. И, наконец, научите своих коллег исправлять ошибки и двигаться дальше. Результаты будут поразительными.