Говорят, что если опыт накопленный человеком, в ходе его жизни не будет передаваться другим то это конечно мёртвый опыт. Издревле, когда еще не существовало письменности, люди делились опытом визуально, и эта система передачи знаний является самой эффективной и по сегодняшний день. Так же и наш Монах всегда и везде старался передавать приобретённые им знания и делился ими со мной.

В следующих двух записках в основе лежит дружеская беседа о духовных вопросах нашей православной веры. Будут видны поступки и помыслы православного человека в изолированной от общества обстановке.

Прошу заметить, что эти записки я получал когда Георгий находился в одиночной камере. Немногие могут выносить этого испытания и немалое количество людей теряли в них свой рассудок. Само по себе нахождение в одиночке в суровых условиях требует от человека огромного сосредоточения умственных и физических сил.

Когда человек встречается вдруг сам с собой то невольно от него отлетает весь его пафос все чем он питался в камере. Пустые - бессмысленные разговоры и выдуманные истории из прошлой лихой вольной жизни. Заключенные вообще сильно склонны к преукрашиванию своих достоинств и побед над миром. Немногие могут посмотреть в глаза своей собственной совести, ведь все что питало их собственное я, их эгоизм и самомнение, оказывается в безводной пустыне и не имеет никакой подпитки. Многие люди живут в своем собственном иллюзорном мире и совершенно не желают смотреть правде в глаза. За право носить розовые очки они порой готовы и в драку полезть и совершают крайне жестокие и необдуманные ошибки.

Жизнь зачастую немало наказывает таких людей и оказавшись в суровых обстоятельствах они просто не способны противостоять обстоятельствам и не имеют на то ни силы духа ни способностей. Чтобы хоть как-то отразить суть содержания в одиночной камере я предоставляю вашему вниманию одно из тюремных стихотворений неизвестного мне автора. В нем есть все с чем человек соприкасается в сырых и темных подвалах Российских одиночек.

Одиночка - кича

Еще хранят немую правду строчек
От влаги пожелтевшие листы.
В холодных стенах мрачных одиночек
Под тяжестью гнетущей пустоты.

(См. здесь всё стихотворение)

Как видно из этого стихотворения, сама по себе одиночная камера приносит человеку множество испытаний. В первую очередь это, конечно, ее обстановка. Обычно она устроена так, что в ней абсолютно ничего нет. Это бетонная коробка на три-четыре квадратных метра, иногда обшитая железом. Маленькое тусклое окошко или отсутствие такового. В полумраке, на бетонных полах и низкой температуре, так как это обычно подвальное помещение и плохо отапливаемое.

В одной робе человек все время мерзнет, но к тому еще прикладывается крайне скудное питание. Естественно, человек измождён холодом, голодом и малым сном так как нары отстегивают в 23:00, а поднимают в 5 утра и человек находящийся все время стоя не может нормально отдохнуть. На бетонном холодном полу не поспишь а уж на маленькой железной лавке и сидеть не станешь. Так порой провалится на корточках в короткий сон и тут же от холода просыпается и перед ним лишь предстает собственная совесть. И вот здесь предстает начало уже совершенно другого испытания - духовного, а оно не то чтобы чуть меньше, но и намного больше испытания физического.

Что же касается нашего Георгия, то он не только избегал одиночной камеры но и немало боролся за неё. Для него это островок душеспасительного спокойствия. На этом островке он мог спокойно и со вниманием и благоговением вознести свой вопль души к Спасителю Христу.

Задать самому себе вопросы и найти ответы на раздирающие сердце: почему так? Как получилось, что это так? Кто виноват в том, что это так? Какую роль в этом играет Промысел Божий?

И наконец! Как это исправить? Здесь он может испросить у Бога ответа и найти их в Библейских повествованиях. Ему нужна только одна подпитка – Благодать Господа и дары Духа Святого. Как говорит великий праведник преподобный Серафим Саровский: "Вся наша жизни заключается лишь в том, чтобы стяжать Духа Святого".

(См. далее: Записки от Монаха. Малява третья)

Из книги Серафима Боголюбского "Страдания как путь к очищению сердца".