Для того чтобы сделать хороший анализ, необходимо задать правильный вопрос, собрать нужные данные и разработать подходящий аналитический процесс, чтобы на этот вопрос ответить.

Вероятно, самое важное различие между хорошим и плохим анализом заключается в правильной постановке вопроса. Необходимо начать с самого начала еще до запуска аналитического процесса.

Постановка вопроса подразумевает задание значимых вопросов и выдвижение критически важных предположений. Например, к чему должна привести новая инициатива — к обеспечению большей выручки или большей прибыли? Сделанный выбор имеет большое значение для последующего анализа и действий. Есть ли у вас все необходимые данные, или вам нужно собрать некоторую дополнительную информацию? Были ли рассмотрены альтернативы в плане разработки аналитического процесса для решения проблемы? Без постановки вопроса вся остальная работа не имеет смысла, поскольку результат будет абсолютно бесполезным.

Рассмотрим пример: команда консультантов создает для клиента модель сегментации. У клиента есть компонент «Бизнес—Бизнес» (B2B) и компонент «Бизнес—Потребитель» (B2C). Хотя консультанты знали о существовании компонента «Бизнес—Бизнес», он был незначительным и никогда не упоминался на встречах, на которых обсуждался проект.

Клиент отправил консультантам данные для проекта, однако у тех возникли затруднения из-за того, что некоторые клиенты отличались очень странным поведением. Консультанты сообщили клиенту о том, что обнаружили некие необычные закономерности, которые они не могут объяснить. Клиент немедленно сообщил им: «Это наши корпоративные клиенты». Клиент признал, что обсуждались только индивидуальные покупатели, в то время как предоставленные данные касаются обеих групп потребителей.

Включение данных о корпоративных клиентах — слишком важная информация, чтобы сообщать ее в последнюю очередь. Консультанты не учли корпоративных клиентов, и это привело к созданию неадекватных моделей. В конце концов консультанты создали две модели: для корпоративных клиентов и для индивидуальных потребителей. Две эти группы необходимо было разделить из-за значительной разницы в поведении. Для правильной постановки проблемы необходимо было либо сосредоточиться только на одном типе клиентов, либо создать модель для каждого типа.

Самое главное — постановка проблемы

То, как вы сформулируете проблему и разработаете аналитический процесс, важнее, чем все, что вы будете делать дальше. анализ не может быть точным и полезным, если проблема сформулирована некорректно и разработан неподходящий аналитический процесс. Уделите должное внимание процессам формулирования и разработки, чтобы гарантировать правильную реализацию того и другого. В противном случае хорошего результата добиться не удастся.

Хороший анализ начинается с правильной постановки проблемы. Это означает правильно оценить данные, разработать план проведения анализа и принять во внимание различные технические и практические аспекты, имеющие отношение к делу. Можно утверждать, что постановка проблемы — важнейший шаг анализа, поскольку его неправильное выполнение приводит к неправильным дальнейшим действиям.

Укрощение больших данных: как извлекать знания из 
массивов информации с помощью глубокой аналитики /
 Билл Фрэнкс. - М.: Манн, Иванов и Фербер, 2014.
 Опубликовано с разрешения издательства.