В основе всего физического мира лежат пять элементов: эфир, воздух, огонь, вода и земля.

В аюрведе они считаются «строительными блоками» материи.

Попробуйте идти против ветра или погрузите руки в землю — вы почувствуете близость к природе. Все органические и неорганические вещества (и камень, отточенный и отшлифованный временем, и блестящий кусок пластика) — комбинации пяти элементов. Каждый объект уникален, поскольку характеризуется собственным соотношением этих элементов.

Пять элементов: отражение внешнего мира в каждом из нас

Человек — миниатюрная копия природы. Согласно аюрведе, в нашем теле присутствуют все пять элементов. Мы питаемся продуктами, полученными с земли, наше тело возвращается туда, откуда пришло, — в землю. Вода поддерживает жизнь и на 70% заполняет наше тело. Огонь дает тепло и энергию и участвует в каждом метаболическом и химическом процессе. Воздух свободно циркулирует по телу, обеспечивая выполнение биологических функций и обогащая клетки кислородом. Эфир бесконечен — будучи незаметным, он становится основой взаимодействия остальных элементов.

доши

На квантовом уровне пять элементов представляют собой динамичный энергетический континуум, проистекающий из единого поля. Он постепенно разрастается — от тонкой вибрации эфира до глубокой вибрации земли. Любая материя представляет собой сочетание базовых энергий.

С точки зрения аюрведы вода — нечто большее, чем то вещество, которое мы привыкли называть этим словом. Сюда также можно включить физические качества, биологические функции и энергетические свойства данного элемента. Например, вода жидкая, тяжелая, мягкая и вязкая. Она управляет всеми жидкостями тела и необходима для природных химических реакций. На самом тонком уровне мышления и эмоций воду связывают со спокойной дошей, отвечающей за проявление таких чувств, как любовь, сопереживание и удовлетворение.

Наличие пяти элементов также объясняет, почему вещества окружающего мира могут существовать в гармонии с человеческим телом. Мы используем растения, травы, минералы и воду, поскольку эти вещества по своему составу и свойствам очень близки к элементам человеческого тела.

Три доши: ключ к индивидуальной природе человека

Понимаете ли вы, в чем причины различий между людьми? Почему одни активны, быстро двигаются, а другие грациозны и спокойны? Почему одни запросто съедают обед из пяти блюд, а другие еле справляются с салатом? Почему одни жизнерадостны, а другие все время тянут лямку? Современная генетика дает ответы на некоторые из этих вопросов. Но как насчет тех особенностей, которые делают каждого человека уникальным? Аюрведа отвечает на все эти вопросы, используя понятия трех дош: Ваты, Питты и Капхи.

вата питта капха дошаДоши — биологические силы человеческого тела и разума. Они управляют всеми физическими и умственными процессами и предопределяют индивидуальный сценарий здоровья и самореализации каждого человека.

Доши основаны на пяти элементах и их свойствах.

  • Вата состоит из эфира и воздуха,
  • Питта — из огня и воды,
  • Капха — из земли и воды.

Поэтому доши нельзя распознать непосредственно в теле. Но они проявляются в качествах и поступках, начиная со сложных биологических функций и заканчивая личностными чертами. Каждая клетка тела содержит Вату, Питту и Капху. Различное их соотношение определяет уникальность человека.

При рождении мы все уже обладаем как неповторимым генетическим набором, так и уникальным соотношением дош. Это сочетание родительских дош в момент оплодотворения яйцеклетки. Согласно аюрведе, в процессе жизни мы реализуем потенциал своей основы, называемой индивидуальной конституцией, или пракрити. Именно в ней заключен ключ к гармонии. Благодаря ей мы можем обрести идеальное здоровье.

  • Человек с доминирующей конституцией Вата обладает психическими и умственными характеристиками, которые отражают свойства эфира и воздуха. Вот почему люди этого типа в большинстве случаев имеют худощавое телосложение, острый ум и быстро двигаются.
  • Тип Питта отражает характеристики, свойственные огню и воде: вспыльчивый характер, рыжие волосы и красноватый цвет лица.
  • Тип Капха обычно обладает крепким телосложением и спокойной натурой (влияние элементов земли и воды).

У большинства людей одна доша доминирует, а вторая оказывает сильное влияние на нее. Это явление обозначается термином конституция с двойной дошей.

Традиционно в аюрведе выделяют семь основных типов конституции:

  1. Вата,
  2. Питта,
  3. Капха,
  4. Вата–Питта,
  5. Питта–Капха,
  6. Капха–Вата,
  7. Вата–Питта–Капха.

Они подразделяются на подтипы. Например,

  • в типе Вата–Питта Вата выступает в качестве основной доши, а Питта оказывает на нее сильное влияние.
  • Тип Питта–Вата больше ассоциируется с характеристиками Питты, но в нем присутствуют и выраженные черты Ваты.
  • Самый редкий конституционный тип, известный как тип с тройной дошей, или Вата–Питта– Капха, описывает людей с равным соотношением всех трех дош.