Все, чем вы занимались до этого момента, возможно, за исключением артельной помощи, происходило на бумаге. Если вы не очень нервничали, то только потому, что еще не делали ничего опасного.

Структура, созданная на планировочной стене, подвела вас непосредственно к действию и лишила старых оправданий бездействия вроде того, что вы не знаете, с чего начать, потеряли надежду добиться желаемого (блок-схема наглядно показывает, как вы этого добьетесь) или рассчитываете заняться этим когда-нибудь потом. При наличии структуры вероятность, что вы начнете действовать, возрастает. Но она не может заставить вас действовать, если вы столкнетесь с тем, что дон Хуан из книги Карлоса Кастанеды называл «первым врагом» — страхом.

Страх нападает тогда, когда вы так увлечены возведением лестницы и восхождением, что забыли о десятиметровом трамплине наверху. И вот вы уже качаетесь на зыбкой доске, вцепившись в край, а из громкоговорителя раздается: «Привет! Вы готовы?» На вас наводят прожектор, гремит барабанная дробь, и вы слышите свой крик: «Подождите! Я думал, что мы просто развлекаемся! Я не знал, что придется прыгать!»

В первый день работы над целью этого может и не случиться, так как первые шаги часто не сложнее спуска по ступенькам в неглубокий бассейн. В походе в библиотеку или к газетному киоску нет ничего особо пугающего. Но продолжая совершать свои маленькие шаги, вы рано или поздно окажетесь наверху первой десятиметровой вышки. Это может быть собеседование, прослушивание в театре, первое занятие в новой группе или завершение приятного безопасного исследования, после которого надо начинать писать. Но чем бы это ни было, вы осознаете всю неизвестность (вы делаете это впервые), серьезность происходящего (на кону и мечта, и самоуважение) и попутные риски (можно пострадать, все испортить, выглядеть глупо, выяснить, что вы недостаточно хороши).

Самое смешное то, что вы можете вообще не узнать своего первого врага. Физические признаки страха однозначны: ледяные руки, трясущиеся колени, румянец, заикание, бешеный стук сердца и тошнота. Тело проявляет себя с простодушной прямотой, от этого легче, хотя мы часто смущаемся его проявлений. Разум куда коварнее. Он считает страх недостойным чувством и пытается избежать позора, убеждая, что вы в действительности ничего не боитесь — просто внезапно вспомнили о неотложных делах где-то еще. Поскольку крайне важно понимать, что вы столкнулись именно со страхом, я покажу, как он маскируется.


Знайте своего врага

Если порой в тот момент, когда вы пытались что-то делать или получить то, что хотели, у вас возникали следующие мысли, чувства или переживания, значит вы сталкивались со страхом. Отметьте пункты, которые вам знакомы, так как очень скоро снова столкнетесь с ними:

  • непреодолимое желание поспать: вы внезапно чувствуете невероятную усталость;
  • непреодолимое желание поесть: вы внезапно чувствуете жуткий голод;
  • непреодолимое влечение к книжной полке с чтивом: вы непременно должны перечитать прямо сейчас «Гордость и предубеждение» или последний детектив Рекса Стаута;
  • успокаивающая мысль: «У меня полно времени. Это может подождать до завтра»;
  • внезапно опустевшее сознание: только что вы придумывали огромное количество планов и идей, а сейчас вы деревенский дурачок;
  • внезапное появление массы планов и идей — вы думаете о восемнадцати других мечтах, которые с наслаждением осуществили бы перед этой: «Боже, я никогда не был в Европе... Я всегда могу открыть дело, когда вернусь»);
  • внезапная потеря интереса к цели: в теории она вас увлекала, но в реальности оказалось скучной, и вообще, она совсем не для вас (примечание: скрытый страх попытается обманом заставить вас сменить цель, как только она потребует определенных усилий. Вот почему многие из нас пробовали и бросали массу разных занятий, а вовсе не потому, что мы «любители», которые не могут определиться);
  • внезапная убежденность, что вам не хватает чего-то такого, что необходимо для этой цели («Почему я решил, что мне хватит агрессивности для работы в продажах? Я же скромный и застенчивый»).

Когда нападает страх, неважно, в открытую или скрываясь за одной из таких масок, что помешает вам сказать «Я передумала. Я еще не готова»? Что помешает сорвать со стены все схемы, скомкать и выкинуть их в корзину, зашвырнуть эту книгу в угол и решить, что все эти цели — чистый эгоизм, и вы лучше уйдете в буддистский монастырь или забеременеете?

То, о чем говорится в этом разделе, не даст страху остановить вас. Я убеждена: упустить мечту и никогда не понять, на что ты способен, — слишком высокая цена для спокойствия. Вы имеете право получить то, что хотите, и стать тем, кем сможете, и значит, у вас есть право действовать даже тогда, когда каждый нерв кричит: «Остановись!» Секрет в том, чтобы превратить «первого врага» в спутника, советчика и друга.

Страх — естественный спутник творчества

Есть только один способ жить в свободе от страха — жить без надежды, изменений или роста. Вы хотите знать, что такое уверенность в себе? Вспомните свои ощущения, когда делаете что-то, что можете сделать уже и с закрытыми глазами, что-то деланное тысячи раз — вроде завязывания шнурков на ботинках. Это и есть уверенность в себе, и это всего лишь выученное умение, граничащее со скукой. Помните, как впервые завязывали шнурки? Тогда вы не были уверены в себе. Нервничали, волновались и не знали, что делать. Но научились завязывать шнурки и перешли к более сложным делам, где вновь не чувствовали себя уверенно, вроде арифметики, или тенниса, или вождения машины. Это игра, в которую мы играем. Закон человеческого роста. Неужели вы хотите до конца дней своих только завязывать шнурки, лишь бы никогда не нервничать?

Этого невозможно избежать. Когда вы начинаете действовать, начинаете дрожать. Каждый раз, когда пробуете что-то новое, требующее от вас способностей и усилий — иначе говоря, что-то стоящее, — испытываете неуверенность и сомнения вкупе с воодушевлением и радостью. Страх, еще его называют боязнью сцены, — знак, что вы выбрали верный путь и ваше занятие достойно вас. Я хочу предложить вам то, что есть у всех успешных людей: умение жить со здоровым страхом и любить его. Как только вы его преодолеете — для чего есть простые способы, — он превратится в чистое воодушевление.

Но для многих из нас боязнь сцены осложняется иным страхом, куда более глубоким и выводящим из строя. Я называю его страхом выживания.

Страх выживания довольно распространен среди «победителей в первом поколении» — тех, кто пробивался сам и не вынес из семьи должную подготовку к действию.

Однако ему не подвержены те, кто с детства не знал недостатка в любви и поддержке — им показали, как нужно действовать, и они рано начали накапливать опыт. Для этих редких счастливчиков неизвестность — это. просто неизвестность. За дверью могут скрываться и красавица, и тигр, но они готовы и к тому и к другому. Они уже предупреждены. Они знают, что могут позвать на помощь в экстренной ситуации. У них учащается пульс, когда они собираются открыть эту дверь, но, не сомневайтесь, они ее откроют. у них есть уверенность, необходимая, чтобы рисковать и искать приключений.

Для тех из нас, кто не имел в прошлом эмоциональной и практической поддержки, неизвестность — часть карты с драконами. Не зная, что предстоит, мы ждем самого страшного. Если последствия ошибки или провала кажутся настолько ужасными, что вы даже не решаетесь попробовать, — это страх выживания. Это он парализует вас, когда вы требуете от себя того, что выходит за пределы ваших умений и опыта, вроде попытки написать великий роман, впервые взяв перо в руки. Если считаете, что причините любимому человеку боль, что он возненавидит вас или бросит, когда вы приступите к осуществлению мечты, — это тоже страх выживания.

Страх выживания преувеличен. За ним скрывается детский взгляд на мир, взгляд, который вам не помогли перерасти.

Разумеется, одна ошибка вас не прикончит. Каждый великий писатель, торговец, врач когда-то был неопытным новичком. И редкий муж разведется с женой из-за того, что она рисует, а не наглаживает его рубашки. Ваш разум знает это. Ваши чувства — нет. Лучшее противоядие от них — взрослый опыт. Мы решаемся, действуем и обнаруживаем, что ничего страшного не произошло, но именно этот опыт страх не дает нам получить. Мы попадаем в замкнутый круг, очень похожий на закольцованный афоризм про работу: «Без опыта нельзя обрести уверенность в себе, без уверенности в себе не обрести опыта».

Как отличить боязнь сцены от страха выживания? При помощи небольшого ободрения и «трудных времен» вы справитесь со страхом сцены. Страх выживания силен. Его не одолеть с помощью хитрости или храбрости по одной веской причине. Пусть он преувеличен, но он содержит некое послание. Он пытается донести до вас, что прежде чем рисковать и искать приключений, необходимо обзавестись чем-то очень важным. Это может быть практическая подготовка или эмоциональная поддержка; разрешение снизить завышенные требования или совершать ошибки. Для разных людей послание будет разным. Но что бы ни требовалось, отправившись в путь без этого, вы не избежите боли. И ваше тело знает это.

Единственный способ разорвать замкнутый круг — относиться к страху выживания с должным вниманием и уважением. Если вы расшифруете послание выживания и обеспечите то, что вам нужно, от вашего страха останется лишь боязнь сцены, а это уже гораздо проще.

Мечтать не вредно. Как получить то, чего действительно хочешь / 
Барбара Шер, Энни Готтлиб. - М.: Манн, Иванов и Фербер, 2014
Опубликовано с разрешения издательства.