Предположим, вам надо сделать что-то, чего вы никогда раньше не делали. К примеру, предстоит собеседование для поступления на какую-либо должность, просьба о повышении или показ созданных вами вручную открыток в магазине подарков. Вы боитесь.
Из-за страха кажется, что вы не подходите, что вы потеряете дар речи, будете спотыкаться о собственные ноги. Обычно в таких случаях вы пытаетесь побороть страх, собирая силу воли в кулак или расслабляясь при помощи глубокого дыхания. Это не слишком помогает, потому что не затрагивает причину страха: вы никогда не делали этого раньше и не знаете, как это делать.
В такой ситуации сомнение в себе — не слабость, а сигнал предупреждения. Он подсказывает: вы собираетесь прыгать в воду с десятиметровой вышки, никогда не тренировавшись — это глупо! Хуже всего в позитивном мышлении то, что оно пытается заглушить естественный сигнал и отправить вас на поле боя преисполненными слепой безосновательной уверенности. Это может так навредить, что вы никогда больше не станете пытаться. Позитивное мышление — дурная замена пониманию того, что вы делаете. Если я скажу: «Вы великолепны, вы сможете сделать это!» — и пошлю на ринг против Мохаммеда Али, буду виновна в предумышленном убийстве. Самое меньшее, что я могу сделать, желая помочь вам избавиться от сомнений, — отправить на уроки бокса.
Послание выживания в данном случае — настоятельное требование подготовки: вам нужны информация, инструкции и репетиции. Мы не рождаемся, обладая абсолютным знанием, хотя некоторые мужчины и большинство женщин считают именно так. Если вы не знаете чего-то, скажите: «Я лучше уточню». Не говорите: «Со мной что-то не так, и если я спрошу, то все об этом узнают».
Информация и инструкции
Сейчас вам пригодится ваша сеть. Если предстоит сложный телефонный разговор, собеседование или презентация, найдите кого-нибудь, кто через это уже проходил, и спросите:
«Что мне говорить? Как себя вести? Что лучше надеть?» Пусть вам подскажут как можно точнее слова и фразы, которые должны прозвучать. Запишите их. При желании порепетируйте с ними или соорудите шпаргалку для телефонного разговора.
Чтобы подготовить ответы, важно знать, какие вопросы могут задать. Если владельцу магазина подарков понравятся ваши открытки и он спросит: «Плата вперед или после реализации? Какова скидка для розничных продавцов?» — вам не захочется стоять, открывая и закрывая рот. Это непрофессионально, и вы будете чувствовать себя ужасно, но такого поворота можно избежать, опять же обратившись к тому, кто имеет соответствующий опыт. Если вам назначили собеседование, хорошо бы заранее узнать побольше: какие у компании приоритеты и цели, в каких способностях и личных качествах соискателя там заинтересованы, какие вопросы задают на собеседовании. Почитайте про компанию. Поговорите с кем-то из сотрудников. Вы будете лучше представлять, что можете им предложить, и создадите хорошее впечатление своей инициативностью и заинтересованностью.