Это послание, полное сострадания, страх пытается донести до вас, как только ваша кисть с краской зависает в воздухе, или пальцы замирают над клавиатурой, или вы открываете рот, чтобы продать первую страховку.
Неважно, как вы подготовились к первому дню на новой работе или к тому, чтобы написать первую строчку романа, заметки для которого делали несколько месяцев, это другое. Это по-настоящему. Вы никогда не занимались этим раньше, и если думаете, что в первый раз будете столь же искусны, как и человек, делающий это в тысячный раз, то у вас проблема. Вы вообще не сможете этого сделать.
Существует множество причин подобного преждевременного перфекционизма. Возможно, вам привили завышенные стандарты в детстве. Или, как и мне, говорили, что вы восхительно гениальны и можете сделать все что угодно, но не говорили как. Или вы росли в «семье зрителей» — в обществе людей, которые считают великие достижения действиями высших существ, не требующими усилий, и не замечают долгого и медленного процесса развития, предшествующего этим достижениям. Любой подобный ранний опыт может создать унизительную пропасть между фантазией о том, что вы могли бы сделать, и тем, что вы можете сделать в реальности.
Ваша видение того, на что вы способны, необязательно неверно. Проблема в том, что ваше видение и амбиции переросли ваш опыт и навыки. Уравновесить их можно единственным способом — позволить себе начать с самого начала. Я знаю, в нашем скороспелом мире забавно быть взрослым-начинающим, но старания будут вознаграждены. Мир добр к новичкам точно так же, как он добр к дошкольникам. Им помогают, их хвалят, и они могут играть.
Первые шаги в профессии: лучше признаться, чем опозориться
Сорокашестилетняя Бернадетт блестяще окончила курсы агентов по недвижимости, но это был ее первый рабочий день и она стояла перед первым клиентом. Он задал обычный вопрос о процентных ставках по закладной. Бернадетт не сомневалась, что знает ответ как свои пять пальцев, но внезапно все вылетело из головы. Секунды бежали, и она понимала, что вот-вот мужчина решит: она самозванка и только пытается выглядеть компетентным профессионалом. Тогда Бернадетт потеряет клиента. Но в конце концов что-то надо было сказать, и она призналась: «Это мой первый день на работе. Извините. Мне нужно уточнить этот вопрос».
Клиент сказал: «О, вы только начинаете работать в этой области? Прекрасно! Я должен привести жену, чтобы она встретилась с вами. Наши дети подросли, и она размышляет, не слишком ли поздно ей начинать осваивать новую профессию ».
Вы по опыту знаете, что если гид, таксист или библиотекарь мямлит, медлит и путается, это будет раздражать до тех пор, пока не услышите: «Это мой первый рабочий день. Я тут новенький». Вы сразу почувствуете к этому человеку симпатию и любопытство! И наоборот, если находитесь в сложном положении, нет ничего хуже, чем прикидываться опытным и спокойным. Напряжение вынужденной игры сделает вас неуклюжим вдвойне и заставит еще больше ошибаться. Но признайтесь, что вы новичок, и немедленно воцарится теплая, расслабленная, неопасная атмосфера, в которой, как ни странно, ваша результативность возрастет. Студентов-медиков, которые боятся неудачно воткнуть иголку и причинить боль, часто успокаивают сами пациенты! Вам не очень долго ходить в начинающих. Всего через неделю или месяц от вас начнут ожидать большего. Но к тому времени вы будете уже готовы.
Первые шаги в творчестве: начинайте плохо
Приступая к первому творческому проекту, к обучению искусству или рукоделию, я хочу, чтобы вы снизили свои стандарты вплоть до их исчезновения. Именно так. Вы не должны выполнять все безупречно с самого начала. Спокойно позвольте себе ожидать плохих результатов.
Сорокатрехлетний Мэтью после более чем двадцатилетнего перерыва хотел снова заняться рисованием и живописью, но находил массу оправданий, чтобы не начинать. Больше всего его останавливал страх, что не очень хорошо получится. Я предложила первый шаг — прийти домой и плохо нарисовать кота, кофейник, что угодно, лишь бы это было плохо. Следовало рисовать минимум один ужасный рисунок каждый вечер в течение недели. Мэтью парализовало ощущение, что он должен демонстрировать навыки, которые пока отсутствовали. Надо было избавиться от этого и заставить руку двигаться. И это сработало. Он просмотрел первую пачку «плохих» рисунков с неожиданным удовольствием. Конечно, они были не совсем уж плохи.
Элейн, тридцатилетняя учительница английского, не хотела быть учительницей всю жизнь. Она тайно мечтала стать автором детективов-бестселлеров, но стеснялась признаться, так как ни разу не смогла продвинуться дальше первой страницы. Решением ее проблемы стало выполнение совершенно не страшной задачи писать всего десять плохих страниц в неделю, работая над ними по утрам перед школой. Сейчас у Элейн готово сто пятьдесят страниц первой книги. Она получала такое удовольствие, запутывая сюжет, что и думать забыла, хороша книга или нет. Закончив, она может подредактировать детектив и опубликовать ради известности и денег. Или уберет книгу в шкаф и начнет писать новую, используя все, чему научилась. Но сейчас Элейн работающий писатель, а не мечтатель, и она развивает свой талант.
Первые шаги должны быть маленькими и выполнимыми, помните? Именно это делает их возможными. «Стать хорошим художником» или «написать бестселлер» — не маленький шаг. Это главная цель. Если вы хотите хоть когда-нибудь достичь ее, прислушайтесь к моему совету и наметьте первые шаги вроде «одна плохая страница в день» или «одна пленка плохих фотографий в неделю». Вы повысите свои стандарты позже, когда накопите достаточно опыта, чтобы им соответствовать. А пока помните урок Суперболвана: как бы плохо вы ни справлялись, это все равно лучше, чем то, что вы воображали.
Принцип постепенного риска
Развитие таланта или способности похоже на воспитание ребенка. Когда вы начинаете, у вас должна быть возможность делать все, что взбредет в голову. Никто не должен критиковать вас, особенно вы сами. По мере роста компетенции можно давать себе простые задания, потом постепенно их усложнять, представлять свою работу более широкой и разборчивой аудитории. Надо подбирать всё новые вызовы и требования, которые будут понемногу расширять ваши умения, не повреждая и не опережая их. Руководствуйтесь хорошим принципом: «Ваша цель всегда должна быть на шаг впереди ваших возможностей». Подобный постепенный риск можно внести в планирование.
Одиночество — самая безопасная сцена. Вы не хотите застрять на ней, но если из-за чужих взглядов чувствуете себя неловко, начинать надо именно здесь. Роберт, журналист новой волны, вел дневники, которые никто никогда не видел, и так сформировал собственный авторский стиль. Мэтью никому не показывал первые «плохие» рисунки. Когда никто не наблюдает, вы играете свободно, а эта свобода чрезвычайно важна для раскрытия и естественного развития таланта. Время упражнений и дисциплины наступит позже.
Если только ваша творческая цель не состоит в вашем личном приватном удовольствии, следующий шаг — выбор целевой даты, когда вы рискнете показать свою работу. Покажите ее члену семьи или близкому другу — кому-то, не разбирающемуся в данной области. На этом этапе вам нужна не критическая оценка эксперта, а любящий взгляд и одобрение. Необходимо ощутить, что мир дружелюбен. Для семьи и друзей вы будете потрясающим, их оценки и похвалы помогут привыкнуть, что в развитии на глазах других людей нет ничего страшного. Только после этого можно выйти на сцену перед более беспристрастными и требовательными зрителями.
Мэтью несколько недель показывал свои рисунки друзьям и захотел начать учиться, но одна мысль об общении с соучениками в соревновательной атмосфере классной комнаты вгоняла его в дрожь. Он вспомнил художницу, которая
преподавала на дому, и договорился с ней о частных уроках. Уже через месяц руководство и поддержка преподавателя прибавили ему уверенности и он записался на класс рисунка в небольшой художественной школе. Окончив его через несколько месяцев, продолжил обучение живописи в крупной художественной школе.
Мэтью предолевал страх оказаться недостаточно умелым, а ведь он занимался рисованием ради удовольствия. Вот насколько деспотична наша внутренняя критика. Но что если цель требует соответствия и внутренним, и внешним стандартам, как у Андреа, которая хотела стать известным фотографом? «Фотографии знаменитостей (одна или более) опубликованы в серьезном популярном журнале» — так она обозначила первую цель. А вот одна из ее проблем — «Боюсь, что я недостаточно хороша». Так как творческая уверенность в себе обычно сводится к практике и постепенному признанию, можете устроить для этой, как и для любой другой стратегической проблемы, мозговой штурм. Андреа так и поступила.
«Проблема: я не могу, потому что у меня нет Х.Х в данном случае — «Знать, что я достаточно хороша». Тогда вопрос № 1 «Как мне получить это без Х?» превращается в «Как мне достичь цели без уверенности, что я достаточно хороша?» Никак. Если у меня не будет хоть капли уверенности в своих способностях, я никогда не обращусь к редактору журнала. Не хочу выставить себя полной дурой. Лучше попробую вопрос № 2: «Хорошо, тогда как мне получить Х? Как мне понять, что я достаточно хороша, чтобы показывать мои работы редакторам журналов?»
Обратите внимание, что этот вопрос похож на «Как я узнаю, что стала кинозвездой?» Он предполагает цель в виде четко определенного действия или события. Если бы Андреа ждала, пока почувствует, что достаточно хороша, она никогда бы
не вошла в кабинет редактора, потому что субъективная уверенность в себе исчезает, подобно миражу, при первом приступе боязни сцены. Поэтому Андреа требовалось внешнее подтверждение ее способностей, которое она признала бы несмотря на страх: «Пойму, что достаточно хороша, когда профессиональный фотограф, чью работу я уважаю, скажет мне об этом».
Теперь Андреа могла спросить себя: «Как я пойму, что достаточно хороша, чтобы показать свою работу профессиональному фотографу?» Она установила адекватные, но твердые ограничения на время «безопасной» практики, которую себе позволила, и ответила: «После трех месяцев фотографирования и показа работ друзьям». И следующим этапом наметила просить сеть друзей о знакомстве с фотографом, который согласится проэкзаменовать ее в неформальной обстановке, чтобы Андреа меньше боялась.
Суть в том, что как бы вы ни были подготовлены, каждый раз, переходя к более высокому уровню работы или более требовательной аудитории, вы снова и снова станете испытывать страх, как ныряльщик, который уверенно прыгает с метрового трамплина, но чувствует тошноту при первом прыжке с трехметрового. Если верно, что нельзя перестараться в подготовке, верно и то, что вы никогда не будете полностью готовы. Поэтому и необходимо устанавливать в плане конкретные даты для каждого шага. Настанет момент, когда придется действовать вне зависимости от того, готовы вы или нет.
Иногда я думаю, что главное отличие мужчины от женщины в том, что если мальчик чего-то боится, он должен сделать это любой ценой или его поднимут на смех, в то время как девочку за трусость никто особо не позорит, а порой даже и одобряют. Робость считается женской чертой. Конечно, этические нормы сейчас меняются. Но, в частности, по этой причине столь многие взрослые женщины лишены опыта, который вызволил бы нас из заколдованной башни бездействия, фантазий и страха.
Я хочу, чтобы вы приобрели опыт преодоления страха. Потому что есть только один способ провалиться — остановиться испугавшись. Вот что такое настоящий провал. Взгляните на свое прошлое и наверняка обнаружите, что бегство обошлось вам гораздо дороже худших ошибок. Падая, вы хотя бы узнаете, что земля твердая, а вы сделаны не из стекла. Отступая, не узнаете ничего.
Предположим, что вы учли первое и второе послания выживания. (Третий сильный страх выживания — страх одиночества, с которым мы отдельно разберемся, потому что с ним не справиться самостоятельно.) Осталось последнее препятствие — боязнь сцены. Стоит лишь однажды его сломать, как вы освободитесь от него. Следующие четыре шага помогут вам сделать это.
Повторение трудных времен: бойтесь
Если вы испытываете страх перед выполнением сложного действия, не боритесь с ним. Позвольте себе бояться. Это естественный ответ тела на новизну и неопределенность, его предназначение — привести вас в состояние готовности, а не парализовать. На это способен только страх страха, но не страх сам по себе.
«Трудные времена» — это день или час до того, как вы начнете действовать. В это время возникают явные физические проявления страха. Может показаться, что сейчас случится сердечный приступ или вы не успеете добежать до туалета. На самом же деле вы просто в напряженном ожидании будущего, энергия готовности нарастает, но не находит выхода.
Так дайте ей выход. Двигайтесь. Мечитесь туда-сюда, колотите стену кулаком, рвите бумагу, дрожите, танцуйте. Шумите. Стоните, жалуйтесь, рычите, ругайтесь, кричите и плачьте. Никогда не пойму, почему нас учат вести себя как Зрелых Взрослых в подобных обстоятельствах. Отставим зрелость. Если вы делаете что-то трудное, пугающее, взрослое, но правильное, этого достаточно. Вы не должны еще и вести себя по-взрослому. Вы имеете полное право вести себя совершенно по-детски вплоть до момента, когда войдете в ту самую дверь или голос в телефонной трубке отзовется «Алло?»
Разумеется, вы не позволите себе потерять самообладание «на сцене». Плохое настроение в бою — роскошь неудачников. Так что теряйте самообладание до и после! Устройте истерику перед выходом — выпустите энергию. Начнется действие — будьте профессионалом. А когда уйдете со сцены и все закончится, можете опять терять самообладание и устраивать истерику. Минимизируйте героизм. Так вы сможете сконцентрировать силы на том, что по-настоящему важно — на самом действии.
Психотерапия задачи
Когда придет время и ваша рука ляжет на дверную ручку или ваши коленки затрясутся на десятиметровой высоте, следуйте одному простому правилу:
Делайте правильно, делайте неправильно, но делайте
Зажмурьтесь и прыгайте. Потому что после этого произойдет чудо. Ваше внимание переключится с вас, вашего волнения, воображаемого несоответствия на непосредственную задачу.
Проблема с обсуждениями «сомнений в себе» против «уверенности в себе» в том, что в обоих случаях вы думаете о себе. Вы могли заметить, что когда отлично себя чувствуете, думаете о себе очень мало. Вы — лишь фон сознания, а не объект на первом плане. Вы сосредоточиваете внимание на себе только тогда, когда чувствуете себя плохо. Тогда, конечно, вы больше ничего не видите. Очень сложно отвлечься от тревоги: «Что со мной не так? Почему я подавлен, испуган ?»
В рамках инсайт-психотерапии эти вопросы рассматриваются очень серьезно, и корни проблемы ищут в прошлом. Это увлекательно и поднимает настроение, но не всегда подвигает к действию.
Психотерапия задачи говорит: «Вы человек — вот что с вами не так. Вы полны смешанных чувств и неразрешенных конфликтов. Ну и что? У вас есть работа, которую надо делать. Делайте ее». Самое забавное, что в то мгновение, как вы переключите внимание с неразрешимой проблемы внутри вас на разрешимую проблему, лежащую перед вами, ощутите прилив энергии и облегчение. А затем взгляд на то, что вы сделали за час, излечит ваши сомнения в себе лучше, чем десять часов самоанализа .
Не бойтесь ошибок
«Да, но что если я допущу ужасную ошибку? Что если я провалюсь?» Ну и что же? Что здесь такого ужасного?
Многие взрослые люди считают один провал, одну ошибку или неудачу признаком окончательного поражения и собственной никчемности. Но взгляните на любого ребенка, который учится ходить! Он упадет минимум сотню раз, прежде чем научится, и инстинктивно понимает это. Понаблюдайте, что делает годовалая малышка, когда падает. Она злится — не столько из-за боли, сколько из-за нетерпения и ярости. После чего ползет к ближайшей ножке стула, поднимается и пробует снова. Если бы, упав однажды, малышка сразу же сдалась, она никогда бы не научилась ходить. Прекрасный пример для любого обучения.
Вы никогда не научитесь, не достигнете или не создадите ничего ценного, если не позволите себе совершать ошибки.
Все успешные люди знают это. Скажите человеку, достигшему многого в какой-либо области: «Я провалился. Я хочу все бросить», —и услышите в ответ: «Ты с ума сошел!» Герман Мелвилл, автор «Моби Дика», зашел настолько далеко, что сказал: «Тот, кто никогда ни в чем не терпел неудачи. не может быть великим. Неудача — истинная проверка величия». А вот отрывок из статьи об альпинисте Ройэле Роббинсе в журнале Quest:
«Вероятно, думать, что Роббинс, один из величайших скалолазов нашего времени, может соскользнуть и упасть, странно. В конце концов, если он падает, то что уж о нас говорить?
Но суть в том, что падение никак не связано с недостатком способностей. Роббинс падает, когда пытается сделать что-то на пределе сил, такова уж его природа — постоянно расширять эти пределы. Он ожидает падения и готов к нему».
Есть странная и успокаивающая связь между провалом и подготовкой. Распространено мнение, что если, вложив в дело все силы, потерпел неудачу, то можешь сломаться, поэтому безопаснее вообще не рисковать. Абсолютно неверно. Все совсем наоборот. Если вы подготовились ко всем обстоятельствам, которые только смогли придумать, и это не сработало, вам не будет невыносимо плохо. Вы просто скажете: «Черт! Ну трижды ура мне, я правда старался», — и перейдете к следующему делу. Если вы выложились по полной, вам никогда не будет плохо. Может, вы разочаруетесь, но не будете винить себя.
А если вы не выложитесь, то будете чувствовать себя ужасно. Так как, понимая, что могли сделать больше, никогда не узнаете, могли ли показать лучший результат. Победили вы или проиграли, но если приложили максимум усилий — будете чувствовать себя хорошо.
Награждайте себя
Я не верю в клише «Добродетель сама себе награда». По мне, наградой за добродетель должно быть по меньшей мере шоколадное мороженое, а лучше круиз на Багамы. Добродетель — ужасно тяжелая работа, зачастую приносящая неудобства. Да, сами по себе результаты приносят удовлетворение — и значительное. Но удовлетворение достигнутым слишком сложная, взрослая и неопределенная награда, чтобы пообещать ее испуганному ребенку внутри вас. Ему нужно что-то простое, надежное и сладкое впереди, вроде леденца после укола. Готова поспорить: вы никогда не отказывались от леденца после укола, удовлетворившись чувством облегчения и гордости! Вы брали все угощения, какие только могли заполучить. Так и надо продолжать. Чем больше даете себе, тем меньше у вас будет витаминной недостаточности.
Есть два типа наград, которые следует сделать постоянной частью программы успеха.
Первый — награда, которую вы заслужили. Вы ждете ее еще перед трудным делом, а после наслаждаетесь ею. Это может быть большая порция любимого блюда или любимый вид «уклонения»: старый фильм с Джоном Уэйном, толстая семейная сага в мягкой обложке, международный телефонный разговор. Можете мечтать, как лежите на пляже самого прекрасного острова в Карибском море, или о жизни, которую будете вести, когда достигнете своей цели. Это может быть день за городом, массаж с горячим маслом, новая пара сережек, вожделенная удочка или репродукция Пикассо, которую вы так долго хотели. Давайте себе маленькие награды за маленькие шаги, большие — за большие и что-то по-настоящему грандиозное — за достижение цели: новый гардероб, или набор клюшек для гольфа, или великолепный отпуск. Такие награды делают жизнь приятной, а не спартанской, помогают расслабляться на пути к успеху.
Второй тип наград — это то, что вы должны давать себе часто, просто за то, что вы —это вы и вы этого достойны. Такой наградой может стать приготовление для себя изысканного ужина, долгая ванна с душистой пеной, покупка новой спортивной куртки, пластинка с джазовой музыкой или билет в театр. Эти награды так же важны для здоровья духа, как и физические упражнения для здоровья тела. Вы должны относиться к себе, как к человеку высшего сорта, вне зависимости от того, что сделали или не сделали.
Никогда не наказывайте себя отказом от маленьких радостей за то, что пропустили шаг или десять шагов своего плана. Поощрения особенно нужны, когда вам плохо. Они напоминают, что у вас есть все права просто жить на Земле и наслаждаться тем, что живете. Немного удовольствия никогда не помешает, и вы его заслуживаете. А когда совершите что-то значительное, наградите себя сверх того — за то, что шли на дискомфорт, который несут риск и изменения.
Подведем итог моей программы из шести пунктов для преодоления страха.
- Послание выживания № 1: ПОДГОТОВЬТЕСЬ. Обеспечьте информацию, советы, обучение и практику.
- Послание выживания № 2: СНИЗЬТЕ СТАНДАРТЫ НА ПЕРВОЕ ВРЕМЯ. Начните с нерискованных дел и постепенно продвигайтесь дальше.
- БОЙТЕСЬ. Используйте «трудные времена», чтобы высвободить страх и снять напряжение до и после сложного шага.
- ПСИХОТЕРАПИЯ ЗАДАЧИ: сосредоточьте внимание на задаче, а не на себе.
- НЕ БОЙТЕСЬ ОШИБОК. Они приносят гораздо меньше огорчения и вреда, чем остановка из страха перед ними.
- НАГРАЖДАЙТЕ СЕБЯ. Всегда хорошо относитесь к себе и особенно хорошо, когда сделали что-то трудное.
Мечтать не вредно. Как получить то, чего действительно хочешь /
Барбара Шер, Энни Готтлиб. - М.: Манн, Иванов и Фербер, 2014
Опубликовано с разрешения издательства.