Подходы к реабилитации заболеваний всегда соответствуют пониманию их этио-патогенеза. В I Мировую войну идеология лечения боевых стрессовых расстройств была основана на создании условий, принуждающих солдат "бежать из болезни на фронт". Среди таких способов, особенно широко применявшихся в германской армии, можно назвать метод насильственных движений Керера, токи Кауфмана, подкожные впрыскивания физраствора в область поражённого органа по Вейлеру и др. Результаты лечения обнадёживали лишь в первые дни; последующее наблюдение обнаруживало высокую частоту рецидивов [7, 13, 43, 250].

Во французской армии, помимо убеждения в сочетании с электро- и гидротерапией, использовались методы поведенческой терапии - изоляция со строгим режимом, запрещением свиданий, отпусков, игр и обещанием всё это разрешить, если больной будет выздоравливать [303]. В сравнении с перечисленными методами не только более гуманным, но и более эффективным оказалось применение учениками Фрейда прикладной техники катарсиса [250,416].

В Великую Отечественную войну сторонником суггестивно-шоковых методов купирования конверсионных расстройств у контуженных был A.M. Свядощ [156]. СИ. Гольденберг (1943) рекомендовал использовать в этих целях технику ПЭГ. Кстати, этим же способом В.К. Шамрей и В.П. Савенков лечили сурдомутизм у контуженных в Чечне [201]. Довольно распространён был метод ЭСТ — как в Красной Армии, так и в армиях союзников. В модифицированном виде (неконвульсивная ЭСТ) он применялся затем в Корее и в ходе Фолклендского конфликта [57, 123, 163, 312, 362].

Однако сравнение разных способов лечения сурдомутизма показало наибольшую эффективность гипервентиляции (Гуревич И.С., 1946). Патофизиологический анализ патологии, практический опыт  доказали целесообразность "всемерного поощрения самоохранительной тенденции нервной системы", обеспечения щадящего режима, применения дегидратационной, седативной и тонизирующей терапии. Лишь в исключительных случаях допускались эфирный наркоз или вливания спирта.

Исходя из представлений о патогенезе БПТ, обосновывалась необходимость проведения дезинтоксикации, витаминотерапии и общеукрепляющего лечения с инъекциями дробных доз инсулина [72]. При лечении тревожных расстройств использовался длительный непрерывный барбитуровый наркоз. Важное значение придавалось групповой рациональной психотерапии и терапии занятостью [57, 163, 312].

Стратегия безотлагательного лечения пострадавших с начальными проявлениями БПТ обусловила тактику применения простых психокоррекционных методов восстановления боеспособности. Лечение осуществляется вне госпитальных баз, непосредственно вблизи передовых рубежей и состоит в основном в предоставлении горячей пищи, отдыха, сна, успокоении и ободрении. Первоочередной мерой считается краткое групповое собеседование (debriefing).

Цель метода - противодействовать подавлению аффективного компонента травмы, помочь пострадавшим вербализовать чувства и переживания, освободиться от эмоционального напряжения и вернуть самообладание. В обстановке доверия и оправдания разъясняется, что их переживания являются нормальной реакцией на сильный стресс, включающей ощущение страха, беспомощности, сострадания, негодования.

Важным условием успешного лечения является убеждённость медперсонала в быстром выздоровлении пострадавших и умение вселить в них эту уверенность.

Седативные препараты применяются в небольших дозах для обеспечения нескольких часов сна и лишь в случае, если другие методы не помогают. Последующим возвращением к служебным обязанностям в прежнее подразделение обеспечивается сохранение идентичности воинскому коллективу.

Считается, что критерием для возвращения в строй является не полное отсутствие у солдата симптомов, а его способность действовать. Показанием для эвакуации в госпиталь являются психотические и конверсионные расстройства.

Гораздо более сложным, длительным и трудоёмким является процесслечения и реабилитации бывших комбатантов. Как известно, под реабилитацией понимается система государственных, социально-экономических, медицинских, профессиональных, психологических и других мероприятий, направленных на нормализацию нарушенных и компенсацию утраченных функций организма, восстановление личного и социального статуса пациентов [41, 71, 125].