Опросник Индикатор стратегий преодоления стресса
Для оценки копинг-стратегий военнослужащих использовалась методика "Индикатор копинг-стратегий" [161].
Взаимодействие человека с различными сложными ситуациями, проявляется либо в форме психологической защиты от неприятных переживаний, либо в виде активных действий, направленных на разрешение проблемы. В психологии для обозначения специфики этих способов поведения используется термины defense (защита) и coping (совладание, преодоление).
В настоящее время термин «защитный механизм» обозначает прочный поведенческий паттерн, образованный с целью обеспечить защиту «Я» от осознания явлений, порождающих тревогу [196]. Однако, наряду с бессознательными защитными механизмами, адаптация личности в стрессогенных условиях обеспечивается сознательными волевыми усилиями, направленными на совладание с ситуацией, конструктивное ее преодоление. Как защитные, так и совладающие стили реагирования связаны с установками и переживаниями, со структурой жизненного опыта, то есть с когнитивными, эмоциональными и поведенческими уровнями иерархической структуры психики, поэтому имеются сложности в разграничении двух понятий. Можно говорить о том, что защитные механизмы не приспособлены к требованиям ситуации и являются ригидными, тогда как механизмы сознательного самоконтроля (копинги) пластичны и приспособлены к конкретной ситуации. Защитные механизмы нацелены на быструю редукцию возникшего эмоционального напряжения и возврат к комфорту, копинг-поведение может быть сопряжено с дополнительными неприятными переживаниями ради дальнейшего выигрыша. Кроме того, ко-пинг-стратегии рассчитаны на перспективу, основаны на реалистическом восприятии, на способности субъекта объективно относиться к самому себе [186].
Предметом психологии совладания как специальной области исследования является изучение механизмов эмоциональной и рациональной регуляции человеком своего поведения с целью оптимального взаимодействия с жизненными обстоятельствами или их преобразования в соответствии со своими намерениями. Впервые термин «coping» был использован. Л. Мэрфи в 1962 году для описания способов преодоления трудностей детьми в ходе возрастных кризисов. Р.Ладзарус распространил ее на множество ситуаций острого и хронического психологического стресса. Он определял механизмы совладания как стратегии действий, предпринимаемых человеком в ситуациях угрозы, относящейся к физическому, личностному и социальному благополучию, как деятельность личности по поддержанию баланса между требованиями окружающей среды и ресурсами организма. Его подход базируется на теоретических основах трансакционной когнитивной терапии стресса. Когнитивный процесс оценки ситуации рассматривается как основной фактор, определяющий вид и интенсивность эмоциональной реакции.
Стратегии совладания описываются как копинг-механизмы и классифицируются на когнитивные, поведенческие и эмоциональные [313]. В своем исследовании E.Heim выделяет конструктивные и относительно конструктивные стратегии. В поведенческой сфере к конструктивным, адаптивным стратегиям относятся сотрудничество, поиск поддержки в социальной среде, к относительно конструктивным - отвлечение от трудностей и проблем, обращение к какой-либо деятельности, уход в работу, альтруизм; к неадаптивным - избегание, уединение. В когнитивной сфере активная переработка проблем, приспособление, обретение равновесия описываются как конструктивные, относительно адаптационными названы: сохранение самообладания, игнорирование, религиозность, придание смысла, проблемный анализ с поиском информации, более глубокое осознание собственной ценности как личности, отношение к трудностям как к вызову судьбы. Неадаптивные формы в когнитивной сфере - отвлечение и переключение мыслей на другие, игнорирование сложной ситуации, отказ от преодоления трудностей, растерянность. В эмоциональной сфере адаптивными формами являются протест, возмущение, оптимизм, равновесие, самоконтроль, также способствуют преодолению ситуации эмоциональная разгрузка, отреа-гирование чувств. Подавление эмоций, покорность, фатализм, самообвинения определяются как неадаптивные.
Изучение поведение в трудных ситуациях ведется в настоящее время в нескольких направлениях. Р. Лазарус и С. Фолкмен [350] подчеркивают роль когнитивных конструктов, обуславливающих способы реагирования на жизненные трудности, П. Коста и Р.Маккрей 262] делают акцент на влиянии личностных переменных, У. Лер и Г. Томэ [353] уделяют большое внимание анализу самих трудных ситуаций, справедливо предполагая сильное влияние контекста на выбор стиля реагирования.
Ладзарус выделяет два глобальных стиля поведения в проблемной ситуации: проблемно-ориентированный стиль и субъективно-ориентированный. Проблемно-ориентированный стиль, направленный на рациональный анализ проблемы, связан с созданием и выполнением плана разрешения трудной ситуации и проявляется в таких формах поведения как самостоятельный анализ случившегося, обращение за помощью, поиск дополнительной информации. Субъективно-ориентированный стиль является следствием эмоционального реагирования на ситуацию, не сопровождающегося конкретными действиями, проявляется в виде попыток не думать о проблеме, вовлечения других в свои переживания, использования алкоголя, наркотиков и т.д. Эти формы поведения характеризуются наивной, инфантильной оценкой происходящего.
Н. Эндлер и Э. Паркер [277] считают, что «разрешающие проблему» являются предметно-ориентированными, то есть заинтересованными в анализе сути происходящего людьми, тогда как «переживающие проблему» - личностно-ориентированы и больше озабочены своим собственным состоянием или мнением окружающих. Кроме того, исследователи выделяют и третий базовый стиль реагирования - избегание.
Н. Сирота и В. Ялтонский выделяют три теоретические модели копинг-поведения:
- модель активного адаптационного функционального копинг-поведения,
- модель псевдоадаптивного дисфункционального копинг-поведения,
- модель пассивного дисфункционального дизадаптивного поведения.
К первой модели относятся сбалансированность поведенческих стратегий, активное разрешение проблемы, поиск социальной поддержки, сбалансированность когнитивного, эмоционального и поведенческого компонентов, ориентация на достижение успеха, осознанная направленность на источник стресса, интернальность, развитость эмпатии и аффиляции.
Для псевдоадаптивного поведения характерны регрессивные формы поведения, неустойчивость мотивации, направленность не на стрессор, а на редукцию психоэмоционального напряжения, подчиненность среде. Преобладание стратегий избегания неудач, пассивное поведение определяется как дизадаптивное поведение. Анализ темпераментальных и характерологических черт личности в связи со стратегиями поведения в конфликте показал, что стратегия избегания оказалась связанной с признаками темперамента: низкой предметной активностью и высокой эмоциональностью, понимаемой как чувствительность к несовпадению ожидаемого и полученного результата, а также с негативным отношением к себе и низким уровнем самоуправления.
Стратегию сотрудничества предпочитают люди, характеризующиеся высокой предметной энергичностью, низкими показателями эмоциональности, интернальностью локуса контроля и позитивным отношением к себе и другим.
Одной из таких попыток выделить фундаментальные копинг-стратегии из множества описанных ситуационно-специфических копинг-ответов является используемая в данном исследовании методика «Индикатор стратегий преодоления стресса CSI», созданная в 1988 году Джемсом Амирханом, а в 1990 году апробированная Ялтонским В.М. и Сиротой Н.А. [161].
Методика представляет собой краткий самооценочный опросник, состоящий из 33 пунктов - утверждений и позволяет определить базисные копинг-стратегии и их соотношения в структуре копинг-поведения. Используя факторный анализ, автор идентифицировал три базисные копинг-стратегии: разрешение проблемы, поиск социальной поддержки и защитное избегание (уклонение). Шкала Д. Амирхана короче, основана на выборке более, чем 1800 постоянных жителей Лос-Анджелеса.
Достоинством опросника является то, что он может использоваться как для исследования копинг-поведения подростков, так и взрослых. Исследование начинается следующей инструкцией. «На бланке представлено несколько возможных путей преодоления проблем, неприятностей. Ознакомившись с ними, определите, каким из предложенных вариантов пользуетесь Вы. Попытайтесь вспомнить об одной из серьезных проблем, с которой Вы столкнулись за последний год, и которая заставила Вас изрядно беспокоиться. Опишите эту проблему в нескольких словах. Ответьте на нижеприведенные утверждения, отметив приемлемый для Вас ответ крестиком ».
Три варианта ответов ( да; скорее да, чем нет; нет) отмечаются крестиком в регистрационном бланке и ранжируются по трехбальной системе: «да» - 3 балла, «скорее да, чем нет» - 2 балла, «нет» - 1 балл. Затем подсчитывается сумма баллов - бальная характеристика для каждой из трех основных шкал, соответствующим базовым стратегиям. Результаты в баллах соотносятся с таблицей норм, позволяющих определить уровень выраженности базисной стратегии. В нашем исследовании уровень выраженности той или иной базисной стратегии определяется путем статистического сравнения результатов исследования соответствующих групп (экспериментальной и контрольной). Бланк опросника и регистрационный бланк представлены в приложении.