Нам удалось выявить следующие достоверные корреляционные связи, слабой или средней степени выраженности (р < 0.05).

Описание корреляционных связей

Наиболее выраженными у военнослужащих в целом, по нашим данным, являются застревающая и дистимная акцентуации личности по опроснику Шмишека.

Степень выраженности застревающей акцентуации, по Шмишеку слабо прямо была связана с положительным ответом на вопрос, что воспитанием ребенка, в основном, занималась школа (0.25); с оценкой своего характера до войны как активного и деятельного (0.21); с констатацией факта изменения «гражданского» характера в период боевых действий (0.26); с появлением, в характере в период военных действий обостренного чувства справедливости (0.21); с наиболее значимой в настоящее время проблемой состояния физического здоровья (0.20).

Степень выраженности дистимной акцентуации по Шмишеку слабо прямо была связана с воспитанием в полной семье (0.20); с лечением в госпиталях (0.20); с наиболее важной в настоящее время проблемой состояния душевного здоровья (0.26); с отсутствием серьезной цели в жизни (0.20); с жалобами на плохой сон после войны (0.21).

Наиболее характерными акцентуациями личности комбатантов — участников боевых действий, по сравнению с военнослужащими в целом, по нашим данным, являются тревожная, циклотимическая, возбудимая акцентуация.

Степень выраженности тревожной акцентуации личности была слабо обратно связана с оценкой своего материального положения в настоящее время, как удовлетворительного (-0.27); с оценкой своих жилищных условий в настоящее время, как вполне удовлетворительных (-0.22); с отрицанием факта принятия в период боевых действий наркотиков или алкоголя (-0.21), с испытанным на войне ощущением чрезвычайного страха за свою жизнь (-0.25).


Циклотимическая акцентуация личности

Степень выраженности циклотимической акцентуации личности средне обратно была связана с оценкой своего материального положения в настоящее время, как удовлетворительного (-0.30); с отрицанием принятия наркотиков или алкоголя в период боевых действий (-0.31); со степенью выраженности ПТСР по Миссисипскому опроснику (-0.31). Слабо обратно она была связана с неучастием в боевых действиях (-0.22); с ответом «Мне не приходилось лично убивать противника» (-0.23); с наличием ранений (-0.26), черепно-мозговых травм, контузий (-0.20); с принятием в период боевых действий наркотиков или алкоголя так, «как все» (-0.23); с испытанным на войне ощущением ненависти к противнику (-0.23), ощущением злости на тех, кто развязал войну и послал на нее (-0.20), с чувством внутренней опустошенности, полного безразличия ко всему (-0.26).

Средне прямо циклотимическая акцентуация была связана с оценкой своего материального положения в настоящее время, как совершенно неудовлетворительного (0.35); с ответом «Лично мне приходилась убивать противника.» (0.42); с констатацией факта изменения на войне «гражданского» характера (0.39); с отсутствием серьезной цели в жизни (031); с непониманием общеизвестного выражения, «смысл жизни» (033); с жалобами на раздражительность и вспышки гнева (0.36).

Слабо прямо она была связана с оценкой своего физического состояния в настоящее время, как плохого (0.32); с ответом «Я изредка нарушал общественные нормы и правила, поведения до службы в армии» (0.29); с оценкой своего характера до войны, как активного, деятельного (0.28); с частым непосредственным участием в боевых действиях (0.23); с появлением в характере в период боевых действий тревожности, настороженности (0.21); со степенью неудовлетворенности своим местом в послевоенной жизни в целом (0.25); с наибольшей важностью в настоящее время проблемы состояния физического здоровья (0.20); со стремлением чаще встречаться со своими: боевыми друзьями (0.29); с присутствием частых воспоминаний о трагических событиях войны, которые запомнились на всю оставшуюся жизнь (0.23); с жалобами на плохой сон (0.21).


История болезни 1

Следующее наблюдение иллюстрирует некоторые из вышеперечисленных взаимосвязей.

Больной И.В., 1967 года рождения, старший прапорщик. Участвовал в боевых действиях в Чечне с 21.12.94 г. по 26.04.95г. командиром взвода связи, неоднократно находился под обстрелом, 2-ое суток в окружении, испытывал длительное состояние внутреннего напряжения, страха и тревоги. Принимал участие в штурме Грозного. По окончании боевых действий отмечает изменения в своем характере («стал агрессивнее, могу влезть в драку», «стал обидчивее»), а также в своих действиях. После возвращения из Чечни вначале плохо спал, т.к. постоянно снился штурм Грозного. На улицах мысленно просчитывал возможную опасность и места, где может быть огневая точка. Требовал, чтобы жена изменяла свой маршрут. К своему состоянию относится критично, просит о помощи.

Поступил в ВМедА 13.05.98 г. история болезни 82-271.

Диагноз при поступлении: умеренно выраженное невротическое состояние. Предъявляет жалобы на общую слабость, апатию, повышенную раздражительность, вспышки гнева, прерывистый сон.

Из анамнеза: родился в г. Пушкине. Отец - служащий на железной дороге, мать - оператор ЭВМ. Единственный сын. В школе учился хорошо, окончил 8 классов и СПТУ по специальности наладчик станков. Работал. В С А с 1986 г. на срочной службе, затем учился в школе прапорщиков, служил прапорщиком.

Женат, имеет дочь. Семья живет вместе с тещей в двухкомнатной квартире. В детском и подростковом возрасте болел ангинами, простудными заболеваниями, гриппом. Занимаясь спортом, упал с велосипеда, подозревали сотрясение головного мозга, но сознание не терял.

Курит, алкоголь употребляет не часто, потому что все время за рулем.

Себя всегда считал всегда добрым, спокойным, общительным, быстро входящим в контакт. С 1995 г. «стал неуправляемым», «могу обругать..., могу по шее двинуть», «стали злить армейские заморочки, замечания». Считает, «что его мировоззрение изменилось после пребывания в Чечне... ценности стали другими».

Результаты психодиагностического исследования. Определен чистый тип акцентуации личности: циклотимической. В структуре копинг-поведения одинаковый вес имеют две стратегии преодоления стресса: решение проблем и избегание.

По Миссиссипскому опроснику признаков ПТСР и психических нарушений вне рамок ПТСР не выявлено.

По данным нейропсиханогического исследования показатели высших психических функций в пределах нормативных значений.

Назначения: фармакотерапия, физиотерапия, групповая психотерапия, аутогенная тренировка.

В процессе лечения сон у больного восстановился, он стал спокойнее, «оттаял», «перестало трогать то, что раньше сильно задевало».

Диагноз при выписке: незначительно выраженное невротическое состояние с отдельными проявлениями ПТСР и с исходом в выздоровление.

Приведенные нами данные демонстрируют следующие выявленные нами взаимосвязи циклотимической акцентуации личности с другими с психологическими и медико-социальными показателями:

  • обратную связь со степенью выраженности ПТСР, неучастием в военных действиях, с наличием боевых травм,
  • прямую связь с констатацией изменения гражданского характера за время участия в боевых действиях, с частым участием в боевых действиях, с тревожностью и настороженностью, с частыми воспоминаниями о боевых действиях, о боевых действиях с нарушением сна.

Возбудимая акцентуация личности

Степень выраженности возбудимой акцентуации личности средне обратно была связана с оценкой своего материального положения в настоящее время, как удовлетворительное (-0.34), а слабо обратно — с ответом «Мне не приходилось лично убивать противника» (-0.24); с отрицанием принятия в период боевых действий наркотиков или алкоголя (-0.25); с испытанным на войне чувством внутренней опустошенности, полного безразличия ко всему (-0.20).

Средне прямо возбудимая акцентуация личности была связана с оценкой своего материального положения в настоящее время, как совершенно неудовлетворительного (037); с оценкой своего душевного здоровья в настоящее время, как плохого (0.30); с частым непосредственным участием в боевых действиях (0,32); с ответом «Лично мне приходилось убивать противника» (0.43); с наличием черепно-мозговых травм, контузий (0.34); с лечением в госпиталях (0.36); с констатацией факта изменения «гражданского» характера на войне (0.39); с появлением в характере в период боевых действий тревожности, настороженности, обостренного чувства справедливости (0.31); со степенью неудовлетворенности своим местом в послевоенной жизни (0.33); с наибольшей значимостью в настоящее время проблемы состояния физического здоровья (0.34), душевного здоровья (0.30); с отсутствием серьезной цели в жизни (0.33); с появлением после войны раздражительности и вспышек гнева (0.34); со степенью выраженности ПТСР по Миссисипскому опроснику (0.38). Слабо прямо эта акцентуация личности была связана с оценкой своего физического здоровья, как плохого (0.22); с оценкой своего характера до войны, как активного, деятельного (0.25); с наличием ранений (0.20); с появлением в характере в период боевых действий злости, жестокости, агрессивности (0.22); с констатацией факта изменения характера на войне (0.21); с приверженностью к какому-либо политическому движению или партии (0.22); с непониманием общеизвестного выражения «смысл жизни» (0.21).


История болезни 2

В качестве иллюстрации приведем историю болезни больного Б. В.

Больной Б.В., 1954 года рождения, подполковник, имеет два ордена «Красной Звезды». Участник боевых действий в Афганистане с декабря 1987 по февраль 1989 в (командир батареи). Обеспечивая боевые действия, постоянно испытывал напряженность и готовность к принятию решений. Перенес малярию, желтуху, легкую ЧМТ рад тяжелых психотравмирующих ситуаций, смерть друзей. По возвращении с трудом адаптировался к мирной жизни. Стал отмечать раздражительность, конфликтность, вспыльчивость, несдержанность. Служил в Карабахе с февраля 1990 г. по декабрь 1990 г. Там имели место конфликты с сослуживцами. Участвовал в боевых действиях в Приднестровье. По возвращении из Приднестровья служил командиром дивизиона. С 1991 г. председатель союза ветеранов Афганистана в части (должность выборная). Остро чувствует зависть со стороны сослуживцев, которые не участвовали в боевых действиях, остро воспринимает несправедливость, крайне впечатлительно воспринимает оскорбления, часто вступает в конфликты, может физически ответить («двум командирам сломал челюсть»). По окончании боевых действий «всегда на чеку». Основная психологическая проблема - «непонятость со стороны государства», «явное несправедливое и недостойное отношение». Испытывает денежные проблемы.

Поступил в ВМедА 12.05.98 г. история болезни 8151.

Диагноз при поступлении: умеренно выраженное невротическое состояние. Предъявляет жалобы на головные боли, подергивание правого века, боли в печени.

Из анамнеза: родился на Украине. С детства был лидером, подвижным, общительным, азартным. Игры с ребятами нередко доходили до драки. Отец - инженер-строитель, требовательный, иногда даже грубый, фронтовик. Мать - начальник областного управления связи, дома мягкая, добрая, на работе - строгая и требовательная. В школе учился хорошо, закончил с серебряной медалью. Закончил 3 курса института связи, затем учиться бросил. С 1973 по 1974 г. служил в ракетной части начальником расчета. В 1978 г. закончил Одесское артиллерийское училище. Служил в различных районах СССР, последнее время в г. Луге.

Женат, имеет двух сыновей. Жена и младший сын живут в г,Тирасполе.

Себя всегда считал по характеру впечатлительным, подвижным, общительным. Характер изменился после участия в боевых действиях в Афганистане.

Результаты психодиагностического исследования. Определен смешанный тип акцентуации личности: возбудимый - застревающий. В структуре копинг-поведения практически одинаково выражены все стратегии преодоления стресса: решение проблем (26 баллов), поиск социальной поддержки (25 баллов), избегание (21 балл). По Миссиссипскому опроснику диагностировано на-личие психических расстройств вне рамок ПТСР. По данным нейропсихологического исследования -показатели высших психических функций в пределах нормативных значений.

Назначения: фармакотерапия, групповая психотерапия, дообследование.

Результаты наблюдения во время нахождения в стационаре. В отделении адаптировался легко, быстро организовал вокруг себя пациентов, высказывал недовольство режимом, отказывался от пищи, подбивал на это других. В поведении претенциозен, демонстративен, легко раздражается, вспыльчив, истощаем, речь громкая, многословная, на критику реагирует болезненно.

Диагноз при выписке: умеренно выраженное невротическое состояние с отчетливыми проявлениями ПТСР, с исходом в астеническое состояние, комбатантная психопатизация. ИБС, стенокардия, атерокардиосклероз, хронический гастрит в стадии ремиссии, ангиопатия сетчатки.

Рекомендовано: психологическое сопровождение психолога части, санаторно- курортное лечение в санаториях общего профиля.

Приведенные данные иллюстрируют следующие корреляции между возбудимой акцентуацией личности и другими психологическими и медико-социальными показателями:

  • обратную связь с оценкой своего материального положения в настоящее время, как удовлетворительного,
  • прямую связь с частым и непосредственным участием в боевых действиях; с наличием ЧМТ и контузий; с констатацией факта изменения гражданского характера на войне; с появлением в характере в период боевых действий тревожности, настороженности, обостренного чувства справедливости; со степенью неудовлетворенности своим местом в послевоенной жизни; со значимостью в настоящее время проблемы состояния физического здоровья; с появлением после войны раздражительности и вспышек гнева; со степенью выраженности ПТСР по Миссиссипскому опроснику; с приверженностью к какому-либо политическому движению или партии.

Кроме того, отметим корреляции между застревающей акцентуацией личности и другими показателями. Это прямые связи: с оценкой своего характера до войны, как активного и деятельного; с констатацией факта изменения гражданского характера в период боевых действий; с появлением в характере в период боевых действий обостренного чувства справедливости и с наиболее значимой в настоящее время проблемой физического здоровья.


Копинг-поведение

Проведенное нами исследования копинг-поведения показало, что у комбатантов, по  сравнению с военнослужащими контрольной группы, стратегия «решение проблем» оказалась достоверно меньше, стратегия «поиск социальной поддержки» несколько меньше выражена а стратегия «избегания», напротив, — достоверно больше выражена, чем у военнослужащих контрольной группы.

По данным корреляционного анализа, копинг стратегии поведения, направленный на решение проблем средне обратно была связана с наличием черепно-мозговых травм, контузий (-0.31); с появлением в характере новых черт: злости, жестокости, агрессивности (-0.34); с непониманием общеизвестного выражения «смысл жизни» (-0.30), с появлением после войны раздражительности, вспышек гнева (-0.40); со степенью выраженности циклотимической акцентуации (-0.30). Слабо обратно эта стратегия была связана с оценкой своего душевного здоровья как плохого (-0.2); с ответом «До армии я изредка нарушал общественные нормы и правила поведения» (-0.29); с частым непосредственным участием в боевых действиях (-0.25); с ответом «Лично мне приходилось убивать противника» (-0.29); с наличием ранений (-0.25); с лечением в госпиталях (-0.29); с отсутствием серьезной цели в жизни (-0.25); со степенью выраженности возбудимой акцентуации по Шмишеку (-0.23); со констатацией факта изменения «гражданского» характера в период ведения боевых действий (-0.26).

Слабо прямые связи у стратегии «решение проблем» были выявлены с отрицанием принятия наркотиков или алкоголя в период боевых действий (0.26); со степенью выраженности застревающей акцентуации по Шмишеку (0.26).

Показатель копинг-стратегии поведения, направленный на поиск социальной поддержки была слабо прямо связана с оценкой своего физического здоровья как плохого (0.26); с нахождением в медсанбате по поводу ранений, контузий (0.20); с эпизодическим принятием наркотиков и алкоголя в период боевых действий (0.20); с наиболее высокой значимостью в настоящее время проблемы трудоустройства и поиска своего места в жизни (0.22); с появлением после войны жалоб на плохой сон (0.23); со степень выраженности педантичной (0.26) и демонстративной ( 0.22) акцентуаций личности.

Копинг-стратегия поведения, направленная на избегание, средне обратно была связана с оценкой своих жилищных условий, как удовлетворительных (-0.31), слабо прямо — с оценкой своих жилищных условий, как совершенно неудовлетворительных (0.29); с появлением после войны новых качеств собранности, мужества (0.20); с наиболее важной в настоящее время проблемой поиска своего места в жизни (0.21); со степенью выраженности циклотимической (0.26) и аффективно-экзальтированной (0.27) акцентуаций личности; со степенью выраженности ПТСР по Миссисипскому опроснику (0.21).


Выраженность ПТСР

Выраженность ПТСР по Миссисипскому опроснику была слабо обратно связана с оценкой своего материального положения в настоящее время, как удовлетворительного (-0.20); с оценкой физического здоровья, как хорошего (-0.25); с ответом «Мне не приходилось лично убивать противника» (-0.27); с испытанным на войне ощущением чувства внутренней опустошенности, полного безразличия ко всему (-0.23).

Средне прямо степень выраженности ПТСР была связана с наличием черепно-мозговых травм, контузий (0.38); с частым принятием в период боевых действий наркотиков или алкоголя (0.35); со степенью неудовлетворенности своим местом в послевоенной жизни (0.45); с наиболее значимой в настоящее время проблемой состояния душевного здоровья (0.31), поиском своего места в жизни (0.30); с наличием «боевых» снов, связанных с трагическими событиями боевой жизни (0.38). Слабо прямо она была связана с оценкой своего материального положения в настоящее время, как совершенно неудовлетворительное (0.23); с оценкой своих жилищных условий, как совершенно неудовлетво-рительных (0.26); с оценкой своего физического здоровья, как плохого (0.21); с оценкой своего душевного здоровья, как плохого (0.23); с ответом «Лично мне приходилось убивать противника» (0.27); с наличием ранений (0.23); с лечением в медсанбате (0.20), в госпиталях (0.28); со степенью изменения на войне «гражданского» характера (0.27); с появлением тревожности, настороженности (0.22), злости, жестокости, агрессивности (0.23), обостренного чувства справедливости (0.23); с приверженностью к какому-либо политическому движению или партии (0.23); с отсутствием серьезной цели в жизни (0.20); с непониманием общеизвестного выражения «смысл жизни» (0.21); со стремлением чаще встречаться с боевыми друзьями (0.21).

В зоне боевых действий обследованные нами комбатанты находились от 1 до 63 месяцев. Продолжительность участия в боевой ситуации была средне обратно связана со степенью выраженности дистимной акцентуации личности (-0.36), слабо обратно связана — с оценкой своего физического здоровья, как плохого (-0.21); с испытанным на войне ощущением ненависти к противнику (-0.29), злости на тех, кто развязал войну и послал на нее (-0.20), чувства острой тоски по мирной жизни (-0.27).

Средне прямо продолжительность участия в боевых действиях была связана с частыми воспоминаниями о трагических событиях, которые будут помниться всю оставшуюся жизнь (0.32); со степенью выраженности циклотимической (0.38), демонстративной (0.45) и аффективно-экзальтированной (0.31) акцентуаций личности. Слабо прямо этот показатель был связан с оценкой своего характера до войны, как активного, деятельного (0.21); с такими новыми, появившимися после войны чертами в характере, как собранность и мужество (0.22), с быстрым «повзрослением» (0.21), с обостренным чувством справедливости (0.21), с чувством вины (0.23); со степенью выраженности застревающей акцентуации (0.24).

Короткова Н.В. Психологические и медико-социальные особенности
ветеранов локальных войн