Практические рекомендации

1. Ввести в практику дошкольных и школьных психологов обследование и своевременную коррекцию детей с расстройством социального поведения, депрессивными тенденциями, акцентуацией по тревожно-сенситивному типу. Они должны рассматриваться как группа риска по развитию посттравматических стрессовых расстройств и своевременно направляться к детскому или подростковому психологу и/или психиатру.

2. Участковым психиатрам, школьным психологам, социальным работникам при работе с детьми из неблагополучных семей рекомендуется тесно взаимодействовать с общественными организациями (институт уполномоченных по правам ребенка, детский фонд, Красный Крест и др.) для создания совместных проектов по защите прав несовершеннолетних, предупреждения физического, психологического и сексуального насилия над детьми.

3. Предлагается более широко использовать альтернативные лишению свободы методы наказания несовершеннолетних, такие как исправительные работы, выплаты штрафов, возмещение причиненного ущерба за преступления небольшой и средней тяжести, чтобы осужденные реже попадали в психотравмирующую атмосферу заключения.

4. Увеличить штат и организовать специализированную подготовку пенитенциарных психиатров и психологов в воспитательных и исправительных колониях для выявления и коррекции посттравматического стресса и коморбидных психических расстройств. Целесообразны также краткосрочные проекты, предусматривающие выездные сессии бригад в составе психиатров и психологов в отдаленные и слабо укомплектованные медицинским персоналом пенитенциарные учреждения.

5. Обеспечить свободный доступ в пенитенциарные учреждения представителей СМИ, международных правозащитных организаций, общественных организаций и т.д., что позволит усилить общественный контроль, уменьшить степень закрытости учреждений ГУИН, повысить правовую защищенность осужденных и, соответственно, снизить риск виктимизации, физического и сексуального насилия в местах лишения свободы.