Исторически исследования в области посттравматического стресса раз­вивались независимо от исследований стресса. Несмотря на некото­рые попытки навести теоретические мосты между «стрессом» и «пост­травматическим стрессом», и поныне эти две области имеют мало общего. Центральными положениями в концепции стресса, предло­женной в 1936 г. Гансом Селье (Селье Г., 1992), является гомеостатическая модель самосохранения организма и мобилизация ресур­сов для реакции на стрессор.

Все агенты, действующие на организм, он подразделил на специфические (вирус гриппа вызывает грипп) и не­специфические стереотипные эффекты стресса, которые проявляются в виде общего адаптационного синдрома. Этот синдром в своем разви­тии проходит три стадии: 1) реакцию тревоги; 2) стадию резистентности и 3) стадию истощения. Селье ввел понятие адаптационной энер­гии, которая мобилизуется путем адаптационной перестройки гомео-статических механизмов организма. Ее истощение, по мнению Селье, необратимо и ведет к старению и гибели организма.

Психическим проявлениям общего адаптационного синдрома при­своено наименование «эмоциональный стресс» — т. е. аффективные переживания, сопровождающие стресс и ведущие к неблагоприят­ным изменениям в организме человека. Именно эмоциональный ап­парат первым включается в стрессовую реакцию при воздействии экс­тремальных и повреждающих факторов (Анохин П. К., 1973, Суда­ков К. С, 1981), что связано в вовлечением эмоций в структуру любого целенаправленного поведенческого акта. Вследствие этого активиру­ются вегетативные функциональные системы и их специфическое эндо­кринное обеспечение, регулирующее поведенческие реакции.

В случае невозможности достижения жизненно важных результатов для преодоления стрессовой ситуации возникает напряженное состояние, которое вкупе с первичными гормональными изменениями во внут­ренней среде организма вызывает нарушение его гомеостаза. При не­которых обстоятельствах вместо мобилизации организма на пре­одоление трудностей стресс может стать причиной серьезных рас­стройств. (Исаев Д. Н., 1996). При неоднократном повторении или при большой продолжительности аффективных реакций в связи с затянув­шимися жизненными трудностями эмоциональное возбуждение мо­жет принять застойную стационарную форму.

В этих случаях даже при нормализации ситуации застойное эмоциональное возбуждение не осла­бевает. Более того, оно постоянно активизирует центральные образо­вания вегетативной нервной системы, а через них расстраивает дея­тельность внутренних органов и систем. Если в организме оказываются слабые звенья, то они становятся основными в формировании забо­левания. Первичные расстройства, возникающие при эмоциональном стрессе в различных структурах нейрофизиологической регуляции мозга, приводят к изменению нормального функционирования сердеч­но-сосудистой системы, желудочно-кишечного тракта, изменению свертывающей системы крови, расстройству иммунной системы.

Эмоциональные стрессы по своему происхождению, как правило, социальны, и устойчивость к ним у разных людей различна. Стрессо­вые реакции на психосоциальные трудности не столько следствие по­следних, сколько интегративный ответ на когнитивную их оценку и эмоциональное возбуждение (Everly G. S., Rosenfeld R., 1985).

Согласно современным воззрениям, стресс становится травмати­ческим, когда результатом воздействия стрессора является нарушение в психической сфере по аналогии с физическими нарушениями. В этом случае, согласно существующим концепциям, нарушается структура «самости», когнитивная модель мира, аффективная сфера, неврологи­ческие механизмы, управляющие процессами научения, система памя­ти, эмоциональные пути научения. В качестве стрессора в таких слу­чаях выступают травматические события — экстремальные кризисные ситуации, обладающие мощным негативным последствием, ситуации угрозы жизни для самого себя или значимых близких. Такие события коренным образом нарушают чувство безопасности индивида, вызы­вая переживания травматического стресса, психологические послед­ствия которого разнообразны. Факт переживания травматического стресса для некоторых людей становится причиной появления у них в будущем посттравматического стрессового расстройства (ПТСР).

Посттравматическое стрессовое расстройство (ПТСР) — это не­психотическая отсроченная реакция на травматический стресс (та­кой как природные и техногенные катастрофы, боевые действия, пытки, изнасилования и др.), способный вызвать психические нару­шения практически у любого человека.

Некоторые из известных исследователей стресса, такие как Лазарус, являясь последователями Г. Селье, по большей части игнориру­ют ПТСР, как и другие расстройства, в качестве возможных послед­ствий стресса, ограничивая поле внимания исследованиями особенно­стей эмоционального стресса.

Концепции «травматического горя» Линдермана (1944) и «синд­рома стрессовой реакции» Горовица (1986) часто приводятся как при­мер расширения концепции классической теории стресса. Однако эти модели включают понятия о фазе восстановления или ассимиляции, суть которых сводится к пролонгированной борьбе с последствиями экстремального или травматического стресса. Авторы этих концепций указывают, что для перенесших психическую травму характерны пе­реживания психического дискомфорта, дистресса, тревоги и горя в те­чение этого периода.

Попытки рассматривать эти концепции как разновидность клас­сической теории стресса, видимо, проистекают из обозначения авто­рами вышеописанных реакций как «стресс» и «хронический стресс». Хронический стресс не ограничен ситуацией воздействия стрессора. Реакции могут иметь место как до того, как исчезает воздействие стрессора, так и в последующей жизни. С теоретической точки зре­ния было бы более корректно использовать термины «стресс» для обозначения непосредственной реакции на стрессор и «посттравма­тические психические нарушения» для отсроченных последствий трав­матического стресса.

Различия между исследованиями в области стресса и травматиче­ского стресса носят методологический характер. Так, большинство исследований травматического стресса сфокусировано на оценке взаи­мосвязи между травмой и вызванными ею расстройствами, а также оценке степени травматогенности того или иного события в большей степени, чем на его стрессогенности. Такие психометрические инстру­менты, как шкала оценки воздействия травматического события Го­ровица и Миссиссипская шкала ПТСР Кина, были разработаны для оценки этих специфических последствий психической травмы.

Исследования в области стресса в основном носят эксперименталь­ный характер с использованием специальных планов эксперимента в контролируемых условиях. Исследования, посвященные проблеме травматического стресса, напротив, носят натуралистический, ретро­спективный характер и по большей части могут быть отнесены к на­блюдению. Исследователи травматического стресса склонны к изме­рениям переменных, имеющих концептуальный, категориальный ха­рактер результата (измерения развития расстройства). Исследователи в области стресса предпочитают иметь дело с континуальными пере­менными.

Хобфолл (1988) предложил точку зрения, которая может послу­жить связующим элементом между концепциями стресса и травмати­ческого стресса. Эта точка зрения выражается в идее тотального стрес­сора, который провоцирует качественно иной тип реакции, который заключается в консервации адаптационных ресурсов («притвориться мертвым»). Похожая точка зрения высказана Кристэлом (1978), ко­торый, оставаясь в рамках психоаналитической теории, предположил, что психический коллапс, «замораживание аффекта», а также после­дующие нарушения способности к модуляции аффекта и алекситимия — основные черты «травматической» реакции на экстремальные условия. Другие терминамы, описывающие экстремальную реакцию на тотальный стресс, — диссоциация и дезорганизация.

Выражаясь метафорически, два подхода: стресс и травматический стресс — включают в себя идеи, с одной стороны, гомеостаза, адапта­ции и «нормальности», а с другой — разделения, дисконтинуальности (прерывистости) и психопатологии.

Тарабрина Н.В. Практикум по психологии посттравматического стресса. -
СПб.:  Питер, 2001. С. 14-18.

Литература

  1. Анохин П. К. Принципиальные вопросы общей теории функцио­нальной системы // Принципы системной организации функций. — М., 1973.
  2. Исаев Д. Н.   Психосоматическая медицина детского возраста.  — СПб.: Специальная литература, 1996.
  3. Селье Т. Очерки об адаптационном синдроме. — М.:МЕДГИЗ, 1960.
  4. Судаков К. В. Системное квантование жизнедеятельности: Системокванты физиологических процессов. — М., 1997. — С. 9-53.13
  5. Everly G. S.Jr. A clinical guide to the treatment of human stress respon­se. - N. Y.: Plenum Press, 1989.
  6. HobfollS. E. The ecology of stress. - N. Y.: Hemisphere, 1988.
  7. Horowitz M.J. Stress-response syndromes (2nd ed.). — Northvale, NJ: Aronson.
  8. Krystal H. Trauma and affect// Psychoanalytic study of the child. — 1978.-V.  33.-P.  81-116.
  9. Lazarus R. 5. Psychological stress and the coping process. — N. Y.: McGraw-Hill, 1966.
  10. Lindermann E.  Symptomatology and management of acute grief // American Journal of Psychiatry. — 1944. —V. 101 — P. 141-148.