Физическую культуру, по Коспоченко В.Ф. (2003) следует понимать как опыт человечества совершенствованию биологической и духовной природы человека специфическими средствами (основными среди них являются физические упражнения, режим, гигиенические процедуры и природные факторы), которые используются в соответствии с принципами спортивной тренировки.

В связи с возрастанием значимости и возможностей самореализации, ценности жизни, здоровья, активного долголетия возрастает и социальная сущность физической культуры. Современные гуманитарные науки переходят от декларирования к аргументированному обоснованию посылки П. Ф. Лесгафта о человеке как целостности в единстве физического и духовного [66],

Физическая культура, являясь составной частью общей культуры, направлена на всестороннее развитие человека, на универсальное овладение тем, что дано природой (как окружающей среды, так и самого человека). В основе физической культуры лежат материально преобразующая, духовно преобразующая и духовная деятельности [109]. Физическая культура выступает, с одной стороны, как потребность, с другой - как средство удовлетворения потребностей личности [66]. Она представляет собой и сложное социальное явление.

Физическая культура является мощным фактором и механизмом социализации личности. Как часть общей культуры, физическая культура может оказывать существенное влияние на формирование личности [66]. Значение физической культуры как социального феномена по мере развития общества будет повышаться. Большая роль отводится физической культуре не только в деле профилактики заболеваний и укрепления здоровья, но и как совокупности эффективных психорегулирующих и воспитывающих средств и методов.

Физическая культура сочетает в себе биологическое и социальное [80]. Физическое в человеке играет роль механизмов, с помощью которых осуществляются его социальные функции [109]. В жизнедеятельности индивида биологическое состояние организма отражает социальное проявление личности, степень его социальной адаптации.

Физическая культура при помощи спортивных игр и физических упражнений готовит военнослужащих к выполнению различных социальных и служебно - боевых функций. Качества, развиваемые при помощи спортивных игр, упражнений относят к физическим, Н.А.Бернштейн еще в 50-е годы назвал их психофизическими. Под углом зрения теории деятельности, подвижные игры направлены преимущественно на тело и психику человека, т.е. на эмоции, воображение, волю, внимание. Спортивные игры способствуют укреплению физического и психического здоровья, создают базу для плодотворного умственного и физического труда [66].

Специфичность игровой двигательной деятельности проявляется в ярко выраженной направленности на достижение поставленной цели. Исследователями (С.П. Евсеев, 1996; С.Г. Кунцевич, 2002) определено три стороны воздействия спортивных игр на личность: моторная, психическая и социальная.

С точки зрения моторной стороны, спортивные игры позволяют решать оздоровительные, образовательные, воспитательные и коррекционные задачи.


Спортивные игры

Спортивные игры содержат соревновательный элемент, что позитивно влияет на формирование социальной активности. Занятие в спортивных секциях содействует повышению умственной и физической работоспособности [63].

Спортивные игры одновременно воздействуют на моторную и психическую сферу личности. Быстрая смена игровых ситуаций способствует подвижности нервных процессов, содействует умственному развитию [10]; [20]. Игры содействуют воспитанию коллективизма, силы води, стремления к победе, решительности, развитию мышления [27].

Благодаря разнообразию двигательных навыков и действий, волейбол способствует развитию всех физических качеств: силы, быстроты, ловкости, выносливости.

Несмотря на большую эмоциональность, способствующую выполнению большого объема физических нагрузок, на занятиях по волейболу исключается переутомление в силу того, что волейбол по своей специфике является упражнением самодозирующимся [83]. С.П. Евсеев (1996) считает, что физические упражнений непосредственно в соревновательной деятельности и в процессе подготовки к ней рассматриваются как способ достижения общего психологического и эмоционального комфорта, обеспечивающего полноценную общественную жизнь, способствует обретению психической независимости, возможности совершенствоваться в профессиональной деятельности.

Спортивная игра выступает в качестве модели социальной деятельности, способствует самоутверждению человека и прогнозированию ситуаций общения. Волейбол, как спортивная игра развивает наблюдательность, умение владеть собой, стимулирует формирование способности к лидерству, развитию самоконтроля, формированию эмоционального развития личности [10].

Кроме того игра позволяет на высоком эмоциональном уровне эффективно решать коррекционные задачи (Н.В. Ганзина, 1997), Исследователи (Семенова, 1976; Страковская, 1978; Фонарев, Фонарева, 1981) отмечают, что спортивные игры с активными, энергичными, многократно повторяющимися двигательными действиями способствуют совершенствованию важнейших систем и функций организма, что оказывает положительное влияние на военнослужащих с посттравматическим стрессовым расстройством.

По мнению Э. Берн (1992) и А.Ю. Акопова (2003) спортивная игра является психотерапией, интенсивнее всего играют те, кто утратил душевное равновесие, она выполняет диагностическую и психокоррекционную функции.

Эффективность игры в лечении и реабилитации различных заболеваний и повреждений признают ведущие авторитеты психоанализа и поведенческой психотерапии, гуманистической, не директивной и телесно-ориентированной психотерапии.

Интенсификация в коллективной спортивной игре творческой активности служит эффективным средством психофизической адаптации к обстоятельствам жизни, нейтрализующей стрессовые факторы, что приводит к оздоровлению. Командная итра способствует формированию личности [81]. Согласно теории К. Левина, индивидуумов легче изменить, когда они собраны в группу, чем изменить каждого из них в отдельности.

Спортивные игры следует рассматривать и как эффективное средство физической рекреации. Физическая рекреация создает предпосылки для нормального функционирования человеческого организма в труде, службе, учебе и т.д. Занятие в спортивных секциях - это одна из форм занятия физическими упражнениями взрослых в рекреации [66]. Физические упражнения и игровая двигательная деятельность благоприятно влияют на психику, на все вегетативные функции: газообмен, пищеварение, сердечно сосудистую систему, выделительную систему, железы внутренней секреции. Они создают основу для здорового образа жизни, помогают бороться с вредными привычками, увеличивают способности организма сопротивляться утомлению и болезням [66].

В психологическом обеспечении спортивной деятельности большую роль играет мотивация [42]. Военнослужащий должен знать для чего он занимается в спортивных секциях. В нашем случае имеет место процессуальный мотив - удовольствие, по степени устойчивости - ситуативный.


Роль спортивных игр в развитии личности ветеранов с ПТСР

С учетом воздействия спортивных игр на моторную, психическую и социальную стороны развития личности ветеранов современных войн с посттравматическим стрессовым расстройством целесообразно привлекать к систематическим занятиям в спортивных секциях по месту прохождения военной службы по контракту как эффективному средству физической, психической и социальной адаптации.

У индивида попавшего в экстремальную ситуацию, в данном случае военнослужащие — участники современных вооруженных конфликтов, не способного своевременно адаптироваться к боевым действиям, функциональная управляющая всех систем организма начинает действовать неэффективно [39].

Систематические занятия в спортивных секциях приводят к слаженной работе всех нервных процессов, к расширеншо межцентральных связей на всех моторных уровнях головного мозга [10]. В процессе занятий физическими упражнениями центральная нервная система быстро находит оптимальное решение неожиданно возникающих двигательных задач [20]. Индивидуальные особенности военнослужащих: возраст, состояние здоровья, уровень умственного развития, режим труда и отдыха, физическая и эмоциональная подготовленность влияют на конечный результат воздействия физических упражнений на организм в целом [66].

Из анализа источников по изучаемой теме можно предположить, что занятие волейболом для военнослужащих с постгравматическим стрессовым расстройством будет имеет положительную динамику в коррекции негативных личностных характеристик. Активные игровые нагрузки в спортивных секциях для данной категории военнослужащих являются одним из звеньев реабилитации, коррекции симптомов посттравматического стрессового расстройства.

В условиях прохождения военной службы по контракту, актуальной возможностью реабилитационно-психокоррекционных мероприятий, по коррекции уровня тревожности, снятию нервно психического напряжения является регулярное посещение спортивных секций по месту прохождения службы.

Исследователями (А.В.Сахно, 1993; М.И. Виноградов, 1998; B.C. Дмитриев, 1993) доказано, что систематические занятия физическими упражнениями способствуют снижению реакции на стресс. Радом авторов (ВЛ Мешков, 1982; ВГ. Сазыкин, 2000; Л.B. Шалкова, 2001) выявлено снижение уровня тревожности в процессе подвижных и спортивных игр.

Целесообразность использования занятий в спортивных секциях для военнослужащих - ветеранов современных войн с постгравматическим стрессовым расстройством, как средства коррекции первичных и вторичных симптомов посттравматического стрессового расстройства, обосновывается следующими факторами: молодым возрастом, в молодежной среде распространено занятие спортом; в процессе спортивной игры предоставляется возможность получать острые ощущения и самоутверждаться; двигательные качества, присущие спортивной игре позитивно влияют на психическую сферу личности [128]; [138]; [139].

В процессе занятий спортом формируется психический склад личности [140]. Т.Н. Краснобаева (1996) отмечает позитивную роль спорта в ресоциализации девиантной личности, в профилактике правонарушений, что имеет немаловажное значение для военнослужащих с ПТСР. Б.Д. Кретти (1978) отмечал бесспорное влияние спорта на эмоции, характер, самоконтроль, упорство, смелость. А.Ц. Пуни (1984) считал влияние спорта на личность бесспорно позитивным.

Но все же позитивная деятельность занятия в спортивных секциях, в коррекции психологических аспектов личности военнослужащих — ветеранов современных вооруженных конфликтов с постгравматическим стрессовым расстройством в настоящее время недостаточно изучена и требует всестороннего научного изучения и обоснования.

Учитывая вышеизложенное, нами выбран способ коррекции негативных психологических аспектов личности путем занятия в спортивных секциях. Успешность занятия в спортивных секциях в значительной степени обусловлена тем, насколько выбранный военнослужащими вид спорта соответствует их склонностям, интересам, способностям и психофизиологической структуре личности. Лица с высокой активностью предпочитают игровые виды спорта [117].

По месту прохождения военной службы по контракту военнослужащие привлекаются к регулярным занятия по боевой подготовке, которая предусматривает физическую и огневую подготовку.

Попинако А.В. Коррекция психических отклонений у военнослужащих — участников вооруженных конфликтов на основе целенаправленного применения средств физической культуры.
Смоленск, 2007.