Спортивные игры

Спортивные игры содержат соревновательный элемент, что позитивно влияет на формирование социальной активности. Занятие в спортивных секциях содействует повышению умственной и физической работоспособности [63].

Спортивные игры одновременно воздействуют на моторную и психическую сферу личности. Быстрая смена игровых ситуаций способствует подвижности нервных процессов, содействует умственному развитию [10]; [20]. Игры содействуют воспитанию коллективизма, силы води, стремления к победе, решительности, развитию мышления [27].

Благодаря разнообразию двигательных навыков и действий, волейбол способствует развитию всех физических качеств: силы, быстроты, ловкости, выносливости.

Несмотря на большую эмоциональность, способствующую выполнению большого объема физических нагрузок, на занятиях по волейболу исключается переутомление в силу того, что волейбол по своей специфике является упражнением самодозирующимся [83]. С.П. Евсеев (1996) считает, что физические упражнений непосредственно в соревновательной деятельности и в процессе подготовки к ней рассматриваются как способ достижения общего психологического и эмоционального комфорта, обеспечивающего полноценную общественную жизнь, способствует обретению психической независимости, возможности совершенствоваться в профессиональной деятельности.

Спортивная игра выступает в качестве модели социальной деятельности, способствует самоутверждению человека и прогнозированию ситуаций общения. Волейбол, как спортивная игра развивает наблюдательность, умение владеть собой, стимулирует формирование способности к лидерству, развитию самоконтроля, формированию эмоционального развития личности [10].

Кроме того игра позволяет на высоком эмоциональном уровне эффективно решать коррекционные задачи (Н.В. Ганзина, 1997), Исследователи (Семенова, 1976; Страковская, 1978; Фонарев, Фонарева, 1981) отмечают, что спортивные игры с активными, энергичными, многократно повторяющимися двигательными действиями способствуют совершенствованию важнейших систем и функций организма, что оказывает положительное влияние на военнослужащих с посттравматическим стрессовым расстройством.

По мнению Э. Берн (1992) и А.Ю. Акопова (2003) спортивная игра является психотерапией, интенсивнее всего играют те, кто утратил душевное равновесие, она выполняет диагностическую и психокоррекционную функции.

Эффективность игры в лечении и реабилитации различных заболеваний и повреждений признают ведущие авторитеты психоанализа и поведенческой психотерапии, гуманистической, не директивной и телесно-ориентированной психотерапии.

Интенсификация в коллективной спортивной игре творческой активности служит эффективным средством психофизической адаптации к обстоятельствам жизни, нейтрализующей стрессовые факторы, что приводит к оздоровлению. Командная итра способствует формированию личности [81]. Согласно теории К. Левина, индивидуумов легче изменить, когда они собраны в группу, чем изменить каждого из них в отдельности.

Спортивные игры следует рассматривать и как эффективное средство физической рекреации. Физическая рекреация создает предпосылки для нормального функционирования человеческого организма в труде, службе, учебе и т.д. Занятие в спортивных секциях - это одна из форм занятия физическими упражнениями взрослых в рекреации [66]. Физические упражнения и игровая двигательная деятельность благоприятно влияют на психику, на все вегетативные функции: газообмен, пищеварение, сердечно сосудистую систему, выделительную систему, железы внутренней секреции. Они создают основу для здорового образа жизни, помогают бороться с вредными привычками, увеличивают способности организма сопротивляться утомлению и болезням [66].

В психологическом обеспечении спортивной деятельности большую роль играет мотивация [42]. Военнослужащий должен знать для чего он занимается в спортивных секциях. В нашем случае имеет место процессуальный мотив - удовольствие, по степени устойчивости - ситуативный.