Задачи исследования

1. Определить личностные характеристики военнослужащих, участников современных вооруженных конфликтов, с отсроченным постгравматическим стрессовым расстройством.

Данная задача решалась посредством осуществления сравнительного анализа свойств личности военнослужащих - ветеранов с медицинским диагнозом «ПТСР» и без него.

2. Установить психологические причины и следствия посттравматического стрессового расстройства (ПТСР).

Психологические причины ПТСР определялись через установление специфики личности военнослужащих ветеранов с ПТСР и военнослужащих ветеранов без ПТСР, следствия - у военнослужащих ветеранов с различной степенью выраженности ПТСР.

3. Выявить специфику характеристик отсроченного посттравматического стрессового расстройства у военнослужащих, занимающихся и не занимающихся в спортивных секциях по месту прохождения военной службы по контракту.

Данная задача решалась путем сравнения личностных характеристик военнослужащих — ветеранов современных вооруженных конфликтов с отсроченным ПТСР после 6 месяцев посещения спортивной секции по волейболу, по экспериментальной методике с использованием упражнений психогимнастики, по месту прохождения военной службы и группой военнослужащих — ветеранов современных вооруженных конфликтов с отсроченным ПТСР не посещающих спортивные секции, после проведения эксперимента.

4. Теоретически разработать и экспериментально обосновать методику коррекции негативных личностных характеристик у военнослужащих - участников современных вооруженных конфликтов с отсроченным посттравматическим стрессовым расстройством, основанную на приоритетном использовании средств волейбола.

Данная задача решалась посредством установления различий в социально-психологических характеристиках военнослужащих — ветеранов с отсроченным ПТСР (экспериментальная группа), до начала эксперимента и после 6 месяцев занятий волейболом по экспериментальной методике,

Характеристика выборки испытуемых

Общая выборка включала в себя 102 испытуемых 20-40 лет, лиц мужского пола, проходящих военную службу по контракту в пограничной службе ФСБ РФ в Северо - Западном федеральном округе, в воинском звании от старшины до подполковника.

Контрольную группу испытуемых составили 20 военнослужащих - ветеранов боевых действиях с отсроченным постгравматическим стрессовым расстройством, не посещающих спортивную секцию по экспериментальной программе, лица мужского пола, в возрасте 20-35 лет, проходящих военную службу по контракту в тех же воинских частях, что и военнослужащие экспериментальной группы.

В ходе проведения констатирующего эксперимента из общей выборки военнослужащих с отсроченным постгравматическим стрессовым расстройством приняли участие 60 военнослужащих, из которых были сформированы следующие группы: 1-я группа - военнослужащие - ветераны с незначительно выраженным ПТСР в количестве 20 военнослужащих и 2-я группа - военнослужащие - ветераны с частично выраженным ПТСР — 20 военнослужащих; 3- я группа - военнослужащие - ветераны без ПТСР -20 военнослужащих; далее одна группа военнослужащих - ветеранов с ПТСР занимающихся в спортивных секциях 20 военнослужащих и группа военнослужащих - ветеранов не занимающихся в спортивных секциях 20 военнослужащих.


Методы и методики исследования

Для решения задач исследования применялись следующие методы: анализ состояния проблемы по данным научно - методической литературы; анализ документов; опрос (беседа, анкетирование); педагогическое наблюдение; педагогический эксперимент; тестирование; контрольно - педагогические испытания и методы математической статистики.

Анализ состояния проблемы по данным научно - методической литературы. Изучение литературных источников проводилось с целью ознакомления и анализа современного состояния вопроса по теме исследования.

Анализу подверглись литературные источники отечественных и зарубежных авторов, учебно - методические пособия, диссертации, авторефераты диссертаций и другие материалы по проблеме исследования. Проведенный анализ литературных данных способствовал обоснованию актуальности темы исследования, формированию собственной гипотезы, постановке задач, выбору адекватных методов исследования.

В процессе работы с литературными источниками изучались пути коррекции негативного психического состояния у военнослужащих - участников современных вооруженных конфликтов с отсроченным постгравматическим стрессовым расстройством, это позволило нам разработать специальную программу игры в волейбол для данной категории военнослужащих.

Анализ документов. Анализ документов включал: автобиографии, характеристики, карты профессионального психологического отбора, учетно - послужные карточки, журнал приема больных в пункте медицинской помощи, амбулаторные карты, протоколы сдачи зачетов по физической подготовке в части. Их изучение и анализ позволили выявить социальные предпосылки к преимущественному формированию и закреплению у военнослужащего тех или иных индивидуально - психологических качеств; состояние физического развития и соматического здоровья.

Опрос (беседа, анкетирование). Опрос - метод сбора первичной информации посредством обращения с вопросами к респондентам. Источником информации в опросе являются письменные или устные суждения - ответы респондентов. Учитывая, что мотивация занимает одно из центральных мест в психологии, поскольку имеет непосредственное отношение к научению, памяти, эмоциям, личности и другим областям психологического знания, были проведены беседы с целью воспитания у военнослужащих положительного отношения к систематическим занятиям физической культурой и спортом и их влияние на негативные психические характеристики и организм в целом.

Одной из наиболее распространенных форм опроса является анкетирование. Оно проводилось по специально разработанной анкете с целью выявления наиболее привлекательного вида спортивных игр для испытуемых экспериментальной группы и определения ведущего мотива для посещения спортивной секции (приложение 6). Полученные в ходе анкетирования данные были математически обработаны.

Педагогическое наблюдение. Педагогическое наблюдение - это целенаправленное, плановое и систематическое восприятие воспитательных явлений и процессов. Оно проводилось с целью получения информации об эффективности используемых форм и методов развития коррекции негативного психического состояния у военнослужащих - участников современных вооруженных конфликтов с отсроченным постгравматическим стрессовым расстройством. Педагогическое наблюдение по своему характеру являлось открытым и прерывистым. Особое внимание уделялось:

  1. методике организации и проведению занятий игры в волейбол по специальной программе;
  2. определению активности военнослужащих на занятиях;
  3. распределению нагрузки в течение эксперимента.

Педагогический эксперимент. Педагогический эксперимент является

своеобразным комплексом методов исследования, который обеспечивает научно - объективную и доказательную проверку правильности сформулированной в начале исследования гипотезы и где проверяется оптимальность применяемых новых педагогических факторов.

Педагогический эксперимент использовался нами для определения эф- фектианости разработанной специальной программы для коррекции негативных психических характеристик у военнослужащих участников эксперимента.

Тестирование — метод исследования личности, построенный на ее оценке по результатам стандартизированного задания с заранее определенной надежностью и валидностью. В качестве критериев оценки эффективности предложенной программы использовались результаты контрольных обследований и тестов, полученных до и после эксперимента. Для проведения тестирования, нами были использованы методики, рекомендованные «Методическими указаниями» пограничной службы ФСБ России.


Изучение черт личности военнослужащих

Черты личности военнослужащих изучались с помощью широко известного многофакторного личностного опросника Р.Кэттелла 16 PF, форма С, прошедшего процедуру стандартизации,

С помощью данного опросника изучались следующие черты личности:

  • обособленность - сердечность;
  • низкий интеллект - высокий интеллект;
  • слабость «Я» (эмоциональная неустойчивость) - сила «Я» (эмоциональная устойчивость);
  • конформность (покорность, зависимость) - доминантность (настойчивость);
  • сдержанность-экспрессивность;
  • слабость «Сверх - Я» (недобросовестность) - сила «Сверх - Я» (высокая совестливость);
  • робость, застенчивость -смелость в общении;
  • суровость, жесткость - мягкосердечность;
  • доверчивость - подозрительность;
  • практичность - мечтательность;
  • безыскусственность (наивность, простота) - искусственность (проницательность);
  • гипертимия (самоуверенность) - гипотимия (склонность к чувству вины);
  • консерватизм (ригидность) - радикализм (гибкость);
  • социабельность (зависимость от группы) - самодостаточность (самостоятельность);
  • импульсивность (низкий самоконтроль) - контроль желаний (высокий самоконтроль);
  • нефрустрированность (напряженность) - фрустрированность (расслабленность).

1. Все изучаемые черты личности, полученные в результате обработки данных, по многофакторному личностному опроснику Р.Кэттелла 16 PF, форма С, были разделены на блоки: блок интеллектуальных особенностей (факторы: В - интеллект, М - практичность, консерватизм); эмоционально-волевой блок (факторы: С - эмоциональная устойчивость, нормативность поведения, эмоциональная сензетивность, уверенность в себе, самоконтроль, фрустрация); коммуникативный блок (сдержанность, смелость, доминантность, самоудовлетворенность, дипломатичность, доверчивость).

Перевод «сырых» баллов в стены производился по соответствующей таблице (А.В.Батаршев, 2004, с. 131-149).

2.  Характерологические акцентуации личности и нервнопсихологическая неустойчивость изучались посредством методики «Характерологические акцентуации личности и нервно-психологическая устойчивости» военнослужащих (Инструктивно методические указания. - М., 2001, с. 9-11, 34 - 39, 43). В основе данной методики лежат современные представления психологов и психиатров об акцентуированных личностях и положение о том, что общей объективной основой свойств личности является система отношений.

Изучались следующие акцентуации характера:

  • эксплозивная (возбудимая) форма - несоответствие эмоциональных реакций силе и качеству раздражителей;
  • психастеническая форма (тревожно-мнительный характер);
  • шизоидная форма(своеобразие личности);
  • истероидная форма (эгоцентризм, стремление выделиться).

Акцентуированными считаются крайние значения 1 и 9 баллов, резко выраженными - 2 и 8 баллов, заостренными - 3 и 7 баллов.

По критериям, определенным в методике, оценивался уровень нервно- психической неустойчивости, объединяющей в себе ряд предпатологических и частично патологических проявлений особенностей личности, которые предрасполагают к срывам нервной системы и психической деятельности при незначительных психических или физических нагрузках. Девять баллов по шкале НПУ оценивается как состояние «нервно-психической неустойчивости».

Также с помощью данной методики изучалась степень искренности испытуемого (при высокой неискренности результаты исследования исключались из дальнейшей обработки).

3. Тревожность, как свойство личности, изучалась посредством определения уровня тревожности по Ч.Д, Спилбергеру ~ Ю.Л, Ханину (Инструктивно - методические указания, - М., 2001, с. 31-33,42).

Определялись виды тревожности:

  • личностная тревожность, как черта, свойство человека, дает представление о его подверженности действию различных стрессоров;
  • реактивная тревожность возникает, как реакция человека на различные, чаще всего социально-психологические стресс-факторы.

Данная методика позволяет оценить общий уровень функциональных возможностей психической адаптации (ФВПА), характеризующий энергетические возможности психики человека, а также уровень напряжения механизмов психической адаптации (НМПА), связанный с активацией поведенческих механизмов адаптации, ощущением внутреннего напряжения (стресса).

Функциональные возможности психической адаптации определяются по формуле: ФВПА= ЛT+РT (Инструктивно - методические указания. - М., 2001, с. 31-33,42).

Напряжение механизмов психической адаптации оценивалось по формуле: НМПА- ЛT- РТ (Инструктивно - методические указания. - М., 2001, с. 31-33,42).

Диагностика боевого травматического стресса проводилась с помощью «Опросника травматического стресса» И.О.Котенева (Методические указания МВД РФ, 2002, с. 106-121).

Данный опросник применяется для оценки психического состояния (диагностика посттравматического стрессового расстройства (ПТСР) и острой стрессовой реакции (ОСР) у военнослужащих при возвращении из зоны ведения боевых действий и выполнения профессиональных задач в экстремальных условиях.

Опросник позволяет определить наличие ПТСР: 50-65 Т-баллов - незначительно выражены отдельные симптомы; 65-70 Т-баллов - частичное ПТСР или ОСР; 70-80 Т-баллов - клинически выраженное ПТСР или ОСР; более 80 Т-баллов - картина полного ПТСР или ОСР (Методические указания МВД РФ, 2002, с. 106-121).

Учитывая сильную положительную корреляцию, существующую между ПТСР и ОСР, в случае, когда с момента травматизации прошло достаточно много времени (3 месяца и более), можно ограничиться анализом только показателей ПТСР, как в данном случае.

Опросник И.О. Котенева не может применяться в остром периоде психотравмы, в фазе психологического шока, на фоне ажитированного состояния с выраженными поведенческими проявлениями, в случае астенизации психики военнослужащего в связи с тяжелым соматическим заболеванием.

Результаты опросника обрабатываются в соответствии с ключом с последующим суммированием полученных значений по следующим шкалам ПТСР: шкала Л - событие травмы; шкала В - повторное переживание травмы; шкала С - симптомы «избегания»; шкала Д - симптомы гиперактивации; шкала Ф - дистресс и дезадаптация. Полученные «сырые» значения переводятся по таблице в Т-баллы (Методические указания МВД РФ, 2002, с, 106-121),

Всего, в соответствии с задачами исследования, определялись 32 экспериментальных показателя.

Методы математической статистики. Методы математической статистики применялись при анализе результатов исследования. Оценка результатов проводилась с помощью компьютерной программы Microsoft Excel.

Достоверность различий результатов военнослужащих экспериментальной и контрольной групп оценивалась с применением гетероскедастического и гомоскедастического t- критерия различий Стьюдента.

Для оценки степени взаимодействия признаков, нами был использован коэффициент линейной корреляции Пирсона.


Организация исследования

Общий план исследования психологических особенностей военнослужащих с постгравматическим стрессовым расстройством и возможности их коррекции средствами спортивной деятельности состоял из пяти этапов.

I этап (июнь - декабрь 2002г.) - выбор темы, постановка научной проблемы, разработка программы и определение общетеоретических позиций исследования.

Метод исследования: контент-анализ прессы, посвященной проблематике посттравматического стрессового расстройства, а также обобщение и анализ данных научной литературы по проблемам психологических аспектов военнослужащих с ПТСР и возможностей их психокоррекции методами воздействия физической культуры.

В результате была обоснована актуальность исследования, а также осуществлен теоретический обзор научных исследований, на основе которого были поставлены основные задачи экспериментального исследования, которые еще не нашли должного отражения в психологической науке.

II этап (январь - март 2003г.) - организация эмпирического исследования, отбор показателей и подбор соответствующих методов исследования и психодиагностических методик.

Методы исследования: методики психодиагностики личностных особенностей военнослужащих. Пилотажное исследование проводилось с целью выбора вида спорта, как наиболее эффективного способа коррекции психического состояния личности и адекватного особенностям военнослужащих с постгравматическим стрессовым расстройством.

В результате, уточнен список исследуемых показателей и составлен пакет методик. В ходе проведения пилотажного исследования была доказана адекватность выбранного вида спорта поставленным задачам и целям работы.

III этап (апрель - май 2004г.) - проведение эмпирического исследования и математическая обработка данных.

Сопутствующими методами проведения исследования были опрос, пси- холого-педагогические нестандартизированные наблюдения и беседы (вспомогательные). Основное исследование осуществлялось с помощью широко известных в психодиагностике стандартизированных методик, представляющих собой анкеты закрытого типа. В качестве стратегических использовались методы констатирующего и сравнительного исследования.

Методы математической обработки данных: вариационная (расчет средних арифметических и стандартных ошибок) и математическая (корреляционный анализ, подсчет достоверности различий по критерию t-Стъюдента) статистики.

Полученные экспериментальные результаты относительно психологического портрета военнослужащего с постгравматическим стрессовым расстройством, факторов и следствий воздействия боя на психику военнослужащего были проанализированы и интерпретированы.

IV этап (июнь - декабрь 2004 г.) - проведение эксперимента с целью изучения реабилитационных возможностей психического состояния личности средствами спортивных игр.

Метод коррекции негативных психологических характеристик военнослужащих с постгравматическим стрессовым расстройством: психологопедагогический формирующий эксперимент.

Методы проведения исследования:

  • опрос (стандартизированное анкетирование).
  • методы обработки данных: вариационная и математическая статистика (январь - март 2005г.).

В результате, получены экспериментальные данные, показывающие возможности двигательных средств физической культуры в коррекции психических отклонений, связанных с воздействием боевой психической травмы, выражающейся в отсроченном посттравматическом стрессовом расстройстве, которые были подвергнуты анализу и обсуждению.

V этап (апрель - октябрь 2005 г.) - формулировка выводов, разработка практических рекомендаций и оформление диссертационной работы в целом.

Попинако А.В. Коррекция психических отклонений у военнослужащих — участников вооруженных конфликтов на основе целенаправленного применения средств физической культуры. – Смоленск, 2007.