Методы и методики исследования

Для решения задач исследования применялись следующие методы: анализ состояния проблемы по данным научно - методической литературы; анализ документов; опрос (беседа, анкетирование); педагогическое наблюдение; педагогический эксперимент; тестирование; контрольно - педагогические испытания и методы математической статистики.

Анализ состояния проблемы по данным научно - методической литературы. Изучение литературных источников проводилось с целью ознакомления и анализа современного состояния вопроса по теме исследования.

Анализу подверглись литературные источники отечественных и зарубежных авторов, учебно - методические пособия, диссертации, авторефераты диссертаций и другие материалы по проблеме исследования. Проведенный анализ литературных данных способствовал обоснованию актуальности темы исследования, формированию собственной гипотезы, постановке задач, выбору адекватных методов исследования.

В процессе работы с литературными источниками изучались пути коррекции негативного психического состояния у военнослужащих - участников современных вооруженных конфликтов с отсроченным постгравматическим стрессовым расстройством, это позволило нам разработать специальную программу игры в волейбол для данной категории военнослужащих.

Анализ документов. Анализ документов включал: автобиографии, характеристики, карты профессионального психологического отбора, учетно - послужные карточки, журнал приема больных в пункте медицинской помощи, амбулаторные карты, протоколы сдачи зачетов по физической подготовке в части. Их изучение и анализ позволили выявить социальные предпосылки к преимущественному формированию и закреплению у военнослужащего тех или иных индивидуально - психологических качеств; состояние физического развития и соматического здоровья.

Опрос (беседа, анкетирование). Опрос - метод сбора первичной информации посредством обращения с вопросами к респондентам. Источником информации в опросе являются письменные или устные суждения - ответы респондентов. Учитывая, что мотивация занимает одно из центральных мест в психологии, поскольку имеет непосредственное отношение к научению, памяти, эмоциям, личности и другим областям психологического знания, были проведены беседы с целью воспитания у военнослужащих положительного отношения к систематическим занятиям физической культурой и спортом и их влияние на негативные психические характеристики и организм в целом.

Одной из наиболее распространенных форм опроса является анкетирование. Оно проводилось по специально разработанной анкете с целью выявления наиболее привлекательного вида спортивных игр для испытуемых экспериментальной группы и определения ведущего мотива для посещения спортивной секции (приложение 6). Полученные в ходе анкетирования данные были математически обработаны.

Педагогическое наблюдение. Педагогическое наблюдение - это целенаправленное, плановое и систематическое восприятие воспитательных явлений и процессов. Оно проводилось с целью получения информации об эффективности используемых форм и методов развития коррекции негативного психического состояния у военнослужащих - участников современных вооруженных конфликтов с отсроченным постгравматическим стрессовым расстройством. Педагогическое наблюдение по своему характеру являлось открытым и прерывистым. Особое внимание уделялось:

  1. методике организации и проведению занятий игры в волейбол по специальной программе;
  2. определению активности военнослужащих на занятиях;
  3. распределению нагрузки в течение эксперимента.

Педагогический эксперимент. Педагогический эксперимент является

своеобразным комплексом методов исследования, который обеспечивает научно - объективную и доказательную проверку правильности сформулированной в начале исследования гипотезы и где проверяется оптимальность применяемых новых педагогических факторов.

Педагогический эксперимент использовался нами для определения эф- фектианости разработанной специальной программы для коррекции негативных психических характеристик у военнослужащих участников эксперимента.

Тестирование — метод исследования личности, построенный на ее оценке по результатам стандартизированного задания с заранее определенной надежностью и валидностью. В качестве критериев оценки эффективности предложенной программы использовались результаты контрольных обследований и тестов, полученных до и после эксперимента. Для проведения тестирования, нами были использованы методики, рекомендованные «Методическими указаниями» пограничной службы ФСБ России.