Организация исследования

Общий план исследования психологических особенностей военнослужащих с постгравматическим стрессовым расстройством и возможности их коррекции средствами спортивной деятельности состоял из пяти этапов.

I этап (июнь - декабрь 2002г.) - выбор темы, постановка научной проблемы, разработка программы и определение общетеоретических позиций исследования.

Метод исследования: контент-анализ прессы, посвященной проблематике посттравматического стрессового расстройства, а также обобщение и анализ данных научной литературы по проблемам психологических аспектов военнослужащих с ПТСР и возможностей их психокоррекции методами воздействия физической культуры.

В результате была обоснована актуальность исследования, а также осуществлен теоретический обзор научных исследований, на основе которого были поставлены основные задачи экспериментального исследования, которые еще не нашли должного отражения в психологической науке.

II этап (январь - март 2003г.) - организация эмпирического исследования, отбор показателей и подбор соответствующих методов исследования и психодиагностических методик.

Методы исследования: методики психодиагностики личностных особенностей военнослужащих. Пилотажное исследование проводилось с целью выбора вида спорта, как наиболее эффективного способа коррекции психического состояния личности и адекватного особенностям военнослужащих с постгравматическим стрессовым расстройством.

В результате, уточнен список исследуемых показателей и составлен пакет методик. В ходе проведения пилотажного исследования была доказана адекватность выбранного вида спорта поставленным задачам и целям работы.

III этап (апрель - май 2004г.) - проведение эмпирического исследования и математическая обработка данных.

Сопутствующими методами проведения исследования были опрос, пси- холого-педагогические нестандартизированные наблюдения и беседы (вспомогательные). Основное исследование осуществлялось с помощью широко известных в психодиагностике стандартизированных методик, представляющих собой анкеты закрытого типа. В качестве стратегических использовались методы констатирующего и сравнительного исследования.

Методы математической обработки данных: вариационная (расчет средних арифметических и стандартных ошибок) и математическая (корреляционный анализ, подсчет достоверности различий по критерию t-Стъюдента) статистики.

Полученные экспериментальные результаты относительно психологического портрета военнослужащего с постгравматическим стрессовым расстройством, факторов и следствий воздействия боя на психику военнослужащего были проанализированы и интерпретированы.

IV этап (июнь - декабрь 2004 г.) - проведение эксперимента с целью изучения реабилитационных возможностей психического состояния личности средствами спортивных игр.

Метод коррекции негативных психологических характеристик военнослужащих с постгравматическим стрессовым расстройством: психологопедагогический формирующий эксперимент.

Методы проведения исследования:

  • опрос (стандартизированное анкетирование).
  • методы обработки данных: вариационная и математическая статистика (январь - март 2005г.).

В результате, получены экспериментальные данные, показывающие возможности двигательных средств физической культуры в коррекции психических отклонений, связанных с воздействием боевой психической травмы, выражающейся в отсроченном посттравматическом стрессовом расстройстве, которые были подвергнуты анализу и обсуждению.

V этап (апрель - октябрь 2005 г.) - формулировка выводов, разработка практических рекомендаций и оформление диссертационной работы в целом.

Попинако А.В. Коррекция психических отклонений у военнослужащих — участников вооруженных конфликтов на основе целенаправленного применения средств физической культуры. – Смоленск, 2007.