13. Особенности переработки информации и принятия решений:

— сжатые сроки переработки информации и принятия решений;

— зависимость результатов труда от качества памяти ( долговременной, оперативной, кратковременной, логической, зрительной, слуховой, двигательной );

— значимость логического мышления и его качеств (быстроты, гибкости, самостоятельности, критичности);

— влияние чувства личной ответственности на результаты деятельности;

— возможность негативного влияния со стороны участников ВЭД на контролера отделения пограничного контроля во время принятия решения.

14. Структура исполнительских действий.

15. Анализ ошибок в деятельности специалиста:

— недопустимость грубых ошибок в основной деятельности; определение ошибок по типам:

а) сенсорно-перцептивные (связанные с приемом и первичной оценкой информации);

б) гностические (ошибки при переработке информации и принятии решения);

в) моторные ( связанные с недостатками психомоторики и речи);

г) личностные ( обусловленные особенностями мотивации характера, воли, эмоциональной сферы, организаторских способностей и т.п.); преобладание значимости личностных ошибок.

16. Загруженность в ходе деятельности различных психических функций:

— распределение времени и усилий по выполнению функциональных обязанностей зависит от числа оформляемых лиц, интенсивности грузового или пассажирского потока;

— преобладание загруженности сенсорно-перцептивных, логических и интеллектуальных процессов;

— приоритет внимательности и психомоторики.

17. Динамика психического состояния контролера отделения пограничного контроля в процессе деятельности:

— характер и степень изменения психофизиологических функций и работоспособности контролера отделения пограничного контроля: зависимость результативности труда от эмоциональной сферы и психоэмоционального состояния военнослужащего и подконтрольных лиц;

— тенденция к снижению внимательности и работоспособности во второй половине дня или смены, в ночное время;

— возможность влияния разнообразных внешних факторов (от метеоусловий до морального давления со стороны);

— возможность снижения динамики работоспособности к концу рабочей недели.

18. Основные психофизиологические особенности контролера отделения пограничного контроля:

— эмоциональная и интеллектуальная лабильность;

— быстрый темп психических процессов, способность к интенсификации психической деятельности;

— практический тип и оперативность мышления; хорошая память;

— достаточный объем, быстрота и точность восприятия; сильная воля;

— способность к адаптивной мобилизации при усложнении обстановки.

19. Основные пути преодоления неблагоприятных состояний:

— навыки психосаморегуляции, аутогенные тренировки;

— профилактика монотонии;

— совершенствование профессионального обучения;

— формирование морально-психологических установок на безусловное выполнение своих функциональных обязанностей и служебного долга.

20. Психограмма:

— направленность, мотивация, склонности, волевые качества:

— направленность и интерес к пограничному делу;

— склонность к работе с людьми, к общению;

— способности к научению, интерес к приобретению новых знаний;

— сильная воля;

— настойчивость, решительность, смелость;

— самообладание, уверенность в своих силах, эмоциональная и нервно- психическая устойчивость.

21. Сенсорно-перцептивные свойства:

— устойчивость функций анализаторов и качества восприятия (зрительного, слухового, тактильного, формы, размеров, скорости и т.п.);

— преобладание зрительного канала восприятия;

— устойчивое внимание, его широкое распространение, быстрое переключение и большой объем.

22. Особенности высших психических функций:

— достаточный объем, быстрота и точность запоминания и восприятия; оперативность мышления;

— способность быстро ориентироваться в новой и незнакомой обстановке, оценивать степень важности поступающей информации;

— потребность в развитии воображения.

23. Психомоторные свойства и физические качества:

— хорошая физическая выносливость, устойчивость к физической усталости;

— хорошая координация движений, устойчивость к тремору;

— способность использовать мускульную силу, как взрывного, так и статического характера;

— устойчивость рече-двигательных характеристик к психофизическим нагрузкам;

— способность к резкой смене вида деятельности.