Описание методической части

В ходе совместной беседы врача и психолога части военнослужащим- участникам современных войн с отсроченным посттравматическим стрессовым расстройством, было предложено бесплатное посещение спортивных секции по месту прохождения военной службы по контракту. Приступить к занятиям 20 военнослужащих, 9 военнослужащим занятия в спортивных секциях были противопоказаны врачом части, в связи с наличием в анамнезе соматической и иной патологии, 11 военнослужащих по разным причинам (отсутствие свободного времени, отдаленность проживания от дислокации воинской части) отказались посещать спортивные секции.

Экспериментальную группу составили 20 военнослужащих с частичной и незначительно выраженной степенью симптомов отсроченного посттравматического стрессового расстройства.

Контрольную группу составили 20 военнослужащих - ветеранов современных войн с частично и незначительно выраженными симптомами отсроченного ПТСР.

Реабилитационная программа была рассчитана на 6 месяцев 2004 года. За это время военнослужащие посещали спортивную секцию три раза в неделю: понедельник, среда, пятница.

Структура группы: руководитель (начальник физической подготовки воинской части), осуществляющий руководящую функцию; «помощник» (автор исследования), рядовые члены — военнослужащие с отсроченным ПТСР (20 человек) и военнослужащие с отсроченным ПТСР — не посещающие спортивные секции (20 человек).

Структура занятий

Учебно - тренировочные занятия с военнослужащими экспериментальной группы проводились в течение 24 шяель (6 месяцев) под руководством начальника физической подготовки част (план работы секции отражен в приложении 9)

Игра в волейбол представляет к игроку ряд специфических требований: видеть в каждый момент игровую ситуацию в целом (широко) и в области своего амплуа атаки или защиты (узко); уметь анализировать ситуацию и делать выводы, принимая оптимальные, порою оправданно неординарные решения; своевременно выполнять ответные действия.

Играющий в волейбол должен предугадать действия своих партеров и замыслы соперников, учитывать расположения игроков на площадке, нахождения мяча, быстро реагировать на изменения в сложившейся игровой обстановке и принимать наиболее целесообразные решения, своевременно и эффективно их выполнять, так как скорость решения, быстрота действий игроков связана со скоростью игры.

Особенность игровой деятельности в волейболе состоит в большом количестве двигательных, соревновательных и игровых действий - технико - тактических приемов. Их необходимо многократно выполнять на учебно - тренировочных занятиях для достижения результата.

Результат соперничества в волейболе является итогом взаимодействия отдельных игроков. Следовательно, владение техникой, тактикой и наличие физической подготовленности являются условиями, необходимыми для успешной игры команды в целом (Ю.Д. Железняк, В.А. Кунянский, А.В. Чачин, 2005).

Основной формой учебно-тренировочных занятий с военнослужащими экспериментальной группы являлись групповые тренировочные занятия. Каждое занятие включало: подготовительную часть, основную и заключительную, продолжительностью, соответственно, 15-20 минут, 55-65 минут и 5 минут.

В подготовительной части осуществлялась организация занимающихся (построение, определение задач, упражнения психогимнастики). Игра в волейбол включает внезапные и быстрые передвижения, прыжки, падения и другие действия.

В связи с этим в подготовительной части использовались упражнения, обеспечивающие: постепенное повышение частоты сердечных сокращений; подготовку опорно - двигательного аппарата к последующей нагрузке и усилению притока крови к мышцам, отрабатывалась техника основ игры в волейбол (Приложение 10). С учетом психологической значимости приема в игре, большое внимание уделялось отработке «приема», так как «прием» это один из залогов успешной игры. Отрабатывались передвижения.

В основной части осуществлялось обучение технике, тактике, развитие физических и воспитание волевых качеств. На каждом занятии решались 1-2 задачи, одна из которых - главная. Это обучение приему игры или тактическому действию, либо совершенствование навыка выполнения приема игры или тактического действия. В зависимости от этого подбирались средства и распределялось время на отдельные упражнения. В обязательном порядке отводилось время для двухсторонней игры в волейбол.

В задачу заключительной части входило организованное завершение занятия. Применялись упражнения направленные на восстановление нормальной активности функционирования систем организма игроков (медленная ходьба, упражнения психогимнастики).