Социально-экономическая и политическая нестабильность, дальнейшая коммерциализация общества значительно усложняют процесс адаптации военнослужащих, получивших боевую психическую травму, в современном социуме, что является основным фактором поиска перспективных направлений реабилитационных технологий.

Одним из методов нейтрализации фрустрационного комплекса в реабилитационно-адаптационных и рекреационных процессах предлагается игра, являющаяся распространенным видом деятельности [93,97,117,121,123,125,130,149].

Игра помогает выразить себя в среде, позволяет реализовать те стороны духовного потенциала человека, которые не могут быть востребованы при его обычной деятельности.

При помощи игры человек как индивидуум конструирует и создает воображаемое пространство, мнимые ситуации и их ролевое сопровождение и путем замещения воплощает нереализованные желания, формирующие фрустрационный комплекс. Удовлетворение и эмиссия положительных эмоций при игровой деятельности являются важным фактором, нейтрализующим фрустрацию субъекта [206, 207, 462, 467]. Изучение теории игры представляется важным в связи с концептуальной неразработанностью вопросов ее интенсифицирующего влияния на процессы реабилитации.

Рассмотренные основные теоретические положения, связанные с определением понятия "игра", ее медико-психологическая сущность и методологические аспекты, позволили использовать игру как средство реабилитации. Определенное внимание было уделено концепции реабилитационной игры.

В игре принятое решение реализуется в развитии (доработке, изменении, коррекции) плана. Участвуя в игре, реабилитируемые невольно оценивают свои собственные действия и действия партнеров. Верно выбранные тактика и стратегия ведут к успеху в игре. Играющий быстро обнаруживает, являются ли его действия эффективными. Если нет, то он смотрит, что сделано не так, и ищет способы улучшить стратегию.

Так как в большинстве игр участники должны вести переговоры и идти на компромиссы, то развиваются вербальные умения и навыки, а также умения и навыки межличностного общения. Игры обостряют восприятие других людей и развивают способность оценивать и реагировать на их нужды и интересы [206, 207, 462, 467].

Реабилитационные игры воспитывают гибкость в решении проблем, потому что в них не существует единственно верного решения, точно так же, как не существует и единственно верной стратегии, которая всегда срабатывает. Игры исследуют динамические процессы, в которых одновременно действует множество переменных, и потоку требуется опробовать несколько решений.

Игровой подход способствует развитию инициативы, воображения, приближает игровую ситуацию к жизни, учит рисковать. Игры в значительной степени способствуют развитию у реабилитируемых способностей принятия решений (там же) [206, 207, 462,467].

Бурлак А.М. Разработка системы организационных мероприятий и оптимизированных технологий медицинской реабилитации раненых с вертеброгенными осложнениями боевой травмы верхних конечностей в условиях реабилитационного центра. М., 2012.