Выявленные нами психолого-социальные проблемы военнослужащих - участников локальных войн диктуют необходимость совершенствования «института военных психологов» с целью медико-психолого- социального сопровождения от этапа отбора на военную службу до их реабилитации по возвращении к мирной жизни.

Выявленная связь между психолого-социальными особенностями комбатантовдо службы в армии и риском получения ранений, контузий, ЧМТ показывает значимостьболее тщательного отбора лиц для службы в армии.

Разработка реабилитационных программ для ветеранов локальных войн и ихвнедрение в практику должно иметь государственную поддержку не только на законодательном уровне, но также на уровне финансовом, техническом и кадрового обеспечения.

Оглавление

Введение

Глава 1 Изменения психики у комбатантов в остром и отдаленном периодах

1.1. Психические расстройства боевой обстановки
1.2. Психологические изменения у комбатантов
1.2.1. Факторы формирования и распространённость психологических изменений у комбатантов
1.2.2. Динамика развития психологических изменений у комбатантов
1.3. Отдалённые психологические изменения у комбатантов
1.4. Реабилитация комбатантов

Глава 2. Материалы и методы исследования

2.1. Общая характеристика обследованного контингента
2.2. Процедура и методы исследования
2.2.1. Процедура исследования
2.2.2. Психологическое анкетирование
2.2.3. Тест - опросник Шмишека
2.2.4. Опросник "Индикатор стратегий преодоления стресса"
2.2.5. Миссисипский опросник для выявления боевых ПТСР
2.2.6. Обработка результатов

Глава 3. Результаты анкетирования военнослужащих

3.1. Сравнительный анализ ответов на вопросы анкеты военнослужащих экспериментальной и контрольной группы
3.2. Результаты изучения психолого-социальных характеристик комбатантов, связанные с их пребыванием в зоне боевых действий
3.3. Сравнительный анализ результатов ответов на вопросы анкеты комбатантов не получивших ранение и контузию и получивших ранение и контузию
3.4. Обсуждение полученных результатов

Глава 4. Результаты психодиагностического исследования

4.1. Результаты исследования акцентуаций личности
4.2. Исследование копинг-стратегий
4.3. Результаты выявления боевых посттравматических стрессовых расстройств с помощью Миссисипской шкалы
4.4 Обсуждение результатов

Глава 5. Взаимосвязи психологических и медико-социальных показателей комбатантов

5.1. Описание корреляционных связей
5.2 Обсуждение результатов корреляционного анализа

Заключение
Выводы
Практические рекомендации
Литература
Приложение

Исследованы социальные и психологические показатели, характеризующие статус военнослужащих - ветеранов локальных войн (всего 144 человека). Они участвовали в 1995-1996 годах в боевых действиях в зоне военного конфликта на территории Чеченской республики. 45 из них также ранее воевали в Афганистане или были участниками других военных конфликтов.

Сравнение комбатантов и военнослужащих контрольной группы показало, что на момент исследования комбатанты являются менее благополучными по ряду социальных и психологических показателей. Это - физическое и душевное здоровье, материальное положение и жилищные условия, семейные проблемы и семейная ситуация, а также субъек- тивная удовлетворенность своим местом в послевоенной жизни.

Проведенный нами анализ показал, что такое различие между комбатантами и военнослужащими контрольной группы косвенно связано с их социально-психологическим статусом до службы в армии. Необходимо отметить, что большинство авторов все же считают [169, 224, 289, 428], что травматические события военной зоны являются более значимыми для развития психических расстройств, чем исходное предрасположение. Нами выявлено, что меньшее число комбатантов воспитывалось в полной семье, их воспитанием в основном занимались школа и улица, у них реже были увлечения, «хобби» и меньше осталось теплых воспоминаний о детстве. Однако, только этими различиями, конечно, неправомерно объяснять выявленный нами неблагоприятный социально-психологический статус комбатантов после возвращения в мирную жизнь. Стресс, который они пережили в «горячих» точках, не мог не наложить отпечаток на их психику и, соответственно, социально-психологическую адаптацию. Непосредственное участие в боевых действиях, необходимость лично убивать противника, контузии, ранения и ЧМТ, принятие алкоголя и наркотиков с целью снятия напряжения - это те основные травмирующие факторы, которые привели к изменению физического и психического здоровья. Пребывание в зоне боевых действий формировало у комбатантов хроническое состояние внутреннего напряжения. Это было связано с переживанием ненависти к противнику, чувства острой тоски по мирной жизни, с пониманием бессмысленности происходящего на войне, с неспособностью расслабиться, со злостью на тех, кто развязал войну и послал на нее, а также с чрезвычайным страхом за свою жизнь.

По-видимому, длительное переживание таких психических состояний привело к изменению в характере, изменению взглядов на жизнь, переоценке прежних жизненных ценностей, изменению отношений с окружающими людьми. В связи с этим только у половины комбатантов, по их мнению, переход после войны к мирной жизни прошел без затруднений, что подтверждает данные других исследователей [169,224, 290].

Нам удалось выделить пять факторов, которые лежат в основе трудностей приспособления комбатантов к мирной жизни. Это во-первых, несовпадение взглядов на жизнь, сформировавшихся на войне, с распространенными принципами существования современного общества (коррупция, утрата национального достоинства, падение нравственности). Во-вторых, пренебрежительное отношение и непонимание со стороны не воевавших людей особенностей душевного состояния комбатантов, связанного с участием в войне. В-третьих, необходимость собственного неоднозначного переосмысления своего участия в боевых действиях. Четвертым фактором, лежащим в основе трудностей адаптации, можно считать воспоминания трагических событий своей боевой жизни (частые воспоминания, «боевые» сны, кратковременные эпизоды, когда «как бы вновь оказался на вой- не», либо как сильные душевные переживания в ситуациях, напоминающих пережитую войну). Пятый фактор: появление нарушений, которых не было до войны (раздражительность, вспышки гнева, плохой сон, чрезмерная настороженность, «чувство опасности» и общее возбуждение), которые, по-видимому и провоцируют изменения характера у комбатантов и в послевоенной жизни. На появление у комбатантов аффективных и тревожных черт личности указывал Снедков Е.В. (1997), считая, что на войне они являются необходимыми, а в мирной жизни - причиной социальной дезадаптации [169].

Изучение психолого-социальных особенностей комбатантов, получивших ранения, контузии и ЧМТ, обнаружило, что по ряду показателей они еще менее благополучны при оценках своего физического, психического здоровья, материального положения и т.д. Интересно, что различия между группой комбатантов с ранениями, контузиями и ЧМТ и группой комбатантов без таких повреждений, прослеживаются с детства. Так, например, их воспитанием чаще занимались не родители и школа, а улица. Их родственники достоверно чаще страдали пристрастием к алкоголю и лечились у психоневролога по каким-либо поводам. До службы в армии в группе комбатантов с ранениями, контузиями и ЧМТ было достоверно больше лиц невыдержанных, активных и деятельных. Можно думать, что в связи со своей невыдержанностью и недостаточной социальной адаптацией, они хуже себя контролировали во время участия в боевых действиях и чаще были склонны к риску , что и вело к получению боевых повреждений, а возможно, и не связанных с боевыми действиями - вызванными низкой дисциплиной. По нашим данным, именно в результате этого у них появились новые черты в характере, такие как злость, жестокость, агрессивность, обостренное чувство справедливости, а также психические расстройства вне рамок ПТСР и ПТСР.

Проведенное нами психодиагностическое исследование позволило с одной стороны, выявить акцентуацию личности, которая обладает чертами, профессионально значимыми для военнослужащих в целом и для военнослужащих-участников боевых действий (застревающая акцентуация личности по опроснику Шмишека), а с другой стороны, подтвердить существование своеобразной «комбатантной» акцентуации. Люди застревающего типа характеризуются жесткостью установок и взглядов, развитым честолюбием, энергичным и настойчивым утверждением своих интересов. Стремятся добиться высоких результатов в любом деле, за которое берутся и проявляют большое упорство в достижении своих целей [98].

По результатам корреляционного анализа социальные институты, которые являются носителями правил, норм и требований общества, оказали на формирование личности определяющее влияние, что согласуется с данными других исследователей [109,403, 420].

В результате участия в боевых действиях акцентуация личности стала у них еще более выраженной, что особенно проявилось в обострении чувства справедливости, характерного для этих лиц. Так, застревающие часто страдают от несправедливости по отношению к ним, чувствительны к обидам и огорчениям, долго переживают происшедшее и отличаются мстительностью. Можно думать, что эти особенности заставляют их жестко и последовательно добиваться значимых для них целей. Принципиально важным является также результат, что именно для этих комбатантов характерна наиболее эффективная стратегия «решение проблем».

Менее благополучными в послевоенной жизни по сравнению с застревающими, оказались лица со своеобразными «комбатантными» акцентуациями: тревожной, циклотимической, возбудимой. Уже из самого названия этих акцентуаций видно, что их спецификой является заострение эмоциональных свойств личности - тревожности, колебания настроения и повышенной возбудимости. По нашим наблюдениям, сам факт их верификации может рассматриваться в качестве своеобразного «фона», «почвы» для возможного возникновения полинозологических нервно-психических расстройств. .[108, 168]. Какие конкретные заострения личностных свойств могут быть проблемными для этих лиц? Людям тревожного типа свойственны низкая контактность, сниженное настроение, неуверенность в себе, застенчивость, неумение постоять за себя, пассивность. Вследствие своей беззащитности они нередко служат мишенями для шуток. По-видимому, вследствие таких особенностей, в зоне боевых действий они вынужденно прибегают к алкоголю и наркотикам в качестве опоры, средства снятия тревоги и страха, а после возвращения в мирную жизнь не способны отстоять свои интересы. Сходные результаты показаны и другими авторами [105, 107]. Основная проблема людей циклотимического склада - это большая зависимость от внешних событий и частые периодические смены настроения, которые влияют на самооценку, активность, общение. По данным корреляционного анализа, выраженность циклотимического типа была прямо связана с частым и непосредственным участием в боевых действиях, с ответом «Лично мне приходилось убивать противника», с констатацией факта изменения на войне «гражданского» характера, в первую очередь с появлением тревожности и настороженности. Это подтверждается тем, что выраженность циклотимической акцентуации личности была прямо связана с продолжительностью уча-стия в боевых действиях.

После возвращения из зоны боевых действий эти люди в связи со своей обостренной эмоциональной лабильностью, импульсивностью, иррациональностью не были способны эффективно (целенаправленно, рассудочно, трезво) решать проблемы и прибегали к неэффективной стратегии «избегание» [277, 313].

Возбудимый тип акцентуации личности был больше всего связан с перенесенными во время участия в боевых действиях ранениями, контузиями и ЧМТ, по поводу которых приходилось лечиться в госпиталях. Плохое физическое, душевное здоровье, большая степень выраженности ПТСР неизбежно приводят возбудимых комбатантов к дезадаптации в послевоенной жизни. Об этом говорят и другие авторы.

В качестве факторов, облегчающих психологическую адаптацию к мирной жизни, можно отметить взаимодействие с боевыми друзьями и членами семей. Так, результаты анкетирования показали, что боевые друзья и члены семей лучше всего способны понять особенности душевного состояния комбатантов. По-видимому, в связи с этим комбатанты сейчас стремятся чаще встречаться в компаниях с боевыми друзьями, проводить время со своей семьей. Однако этого нельзя считать достаточным. Полученные нами результаты убедительно свидетельствуют о необходимости дальнейшего совершенствования «института военных психологов», призванного обеспечить всестороннее психологическое сопровождение военнослужащих от их отбора на службу в армию до медико-психолого-социальной реабилитации при возвращении к мирной жизни. Не менее актуальна потребность в создании общегосударственной сети центров психологической и медико-социальной реабилитации ветеранов войн, располагающих коечным фондом и надежными источниками финансирования.

Короткова Н.В. Психологические и медико-социальные особенности ветеранов локальных войн. - Дисс. каннд. псих. наук. - СПб, 2000.