«Путь опережающего кулака» — это набор инструментов умного мастера боевых искусств. Сами по себе инструменты не формируют стиль, их необходимо использовать для создания индивидуального стиля человека.
Для ищущего мастера боевых искусств, стремящегося освоить основы боевой эффективности и понять, как использовать собственные творческие способности, чтобы улучшить и расширить навыки, «Путь опережающего кулака» становится личной записной книжкой по развитию в сфере боевых искусств.
В «Дао» Брюс Ли исследует различные направления: физическое развитие, методы боевых искусств, спортивную науку, психологию, философию и духовность. Книга показывает нам, что мы должны учитывать множество «путей», чтобы внести вклад в свое развитие в качестве мастера боевых искусств. Она также показывает, что истина — это путь без пути, индивидуальный для каждого. «Дао» показывает, как Ли проводил исследования, задавая вопросы, которые должны быть изучены позднее, и делая записи о том, что, по его мнению, в то время было истиной для него самого. Мы должны спросить себя: «Почему мы выбрали эти идеи и эти вопросы?» Записи раскрывают нам цели, направления, самоанализ, мнения, различные качества, задают вопросы без ответов. Книга не предлагает окончательных выводов, не определяет «конечный продукт», к которому должны стремиться читатели. «Дао», скорее, служит моделью того, что практик может сделать для себя в качестве мастера боевых искусств.
«Путь опережающего кулака» стимулирует появление вопросов, приглашая читателя войти внутрь и оценить свой опыт в боевых искусствах другим способом. Как вы можете самостоятельно оценить накопленный опыт знаний, чтобы оценить свой уровень джиткундо? Избавьтесь от эго. Во многих случаях мастера боевых искусств очень догматичны и, как правило, слишком привязываются к определенному стилю, становясь слишком закостенелыми для изучения других методов и систем. Выбраться за границу стиля нелегко, потому что вы никогда не будете полностью уверены, что то, что вы делаете, — правильно. И именно здесь находится место, в котором стремится пребывать стиль джит-кундо: быть удобным в неудобном. И здесь происходит рост. Это непрерывный процесс, который становится все более изощренным и интуитивно понятным по мере того, как мастер боевых искусств продолжает свои тренировки. Личное освобождение не прекращается, напоминая движущуюся цель. Оно никогда не отдыхает. Оно никогда не приобретает форму. Вы никогда не сможете сказать: «Хорошо, я достиг его! Вот оно!» Потому что, как только вы подумаете, что достигли «его», «оно» снова начнет движение. Принять эту неопределенность и двигаться со временем, окружающей средой и изменениями в себе — ключевой урок джиткундо, и именно о нем говорится в «Дао».
Личная эволюция является главной идеей «Дао». «Дао» представляет стремление практика боевых искусств к самореализации. Нет ничего более мощного для развития личности человека и совершенствования навыков боевых искусств.
Касс Магда*
* Касс Магда — один их лучших мастеров стиля джиткундо, ученик Дэна Иносанто. Прим. пер.
Рисунки Брюса Ли
Уклоны