Формирование оптимального мышечного корсета у военнослужащих с последствиями боевой травмы верхних конечностей является ключевой задачей, позволяющей создать адекватный опорно-двигательный стереотип.

Однако оптимизации восстановительного лечения и реабилитации военнослужащих с последствиями боевой травмы верхних конечностей в литературе внимания уделено недостаточно.

В доступной литературе публикации, посвященные комплексному анализу эффективности влияния реабилитационных программ на госпитальном этапе такого контингента, отсутствуют.

В связи с этим рассмотрим современные подходы к коррекции дегенеративно-дистрофических изменений позвоночника, которые могут оказаться полезными при формировании реабилитационных программ для лечения вертеброгенных осложнений у военнослужащих с последствиями боевой травмы верхних конечностей.

Понятие о стабильности позвоночника было предложено в 1949 г (Nicoll Е.А., 1949) и на сегодняшний день все специалисты в области вертебрологии признают важнейшую роль нарушений стабильности в патогенезе и клинических проявлениях травм позвоночника, определении методов и результатов лечения [397, 418,441,446,456,476]. Выделяют костный и костно-дисково-связочный типы нестабильности [490, 491,492].

По мнению многих авторов [397, 418,441,446,456,476,502,510,516,571] одним из эффективных способов восстановления стабильности и функционального состояния позвоночного столба в целом является мануальная терапия.

Упоминание о мануальной терапии встречается у древних народов Средиземноморья, Индии, Центральной и Восточной Европы. Называя мануальное воздействие рахитотерапией, один из основоположников медицины — Гиппократ — уже в V в. до н. э. с ее помощью успешно лечил заболевания позвоночника и внутренних органов. До нашего времени дошли приемы, рекомендуемые Гиппократом (например, растяжение больного в положении на животе четырьмя помощниками врача за верхние и нижние конечности — «поза Гиппократа»). На Руси в каждой бане вместе с банщиком издавна трудился костоправ. В армии Российской империи была штатная должность костоправа, передаваемая по наследству. Приемы «костоправского» воздействия состояли в основном из ударной техники с предварительной диагностикой по состоянию остистых отростков [3, 13, 36, 37].

Со второй половины XIX в. мануальная терапия получает новое развитие в учениях хиропрактиков и остеопатов (от греч. хиро — рука, os — косгь). В 1882 г. Андре Стилл в г. Кирсквилле (Англия) открыл первую медицинскую школу остеопатов. Продолжительность обучения составляла около 2 лет. В школу принимали людей без медицинского образования. Наряду с медициной и остеопатией большое внимание в преподавании обращали на коммерческую деятельность. В 1895 г. Д. Пальмер в США открыл первую медицинскую школу хиропрактиков также для лиц без медицинского образования. Д. Пальмер подробно разработал диагностику заболеваний атлантозатылочного сустава. О. Негели (Швейцария) разработал контактные приемы мануальной терапии и в 1903 г. издал пособие по хиропрактике. Мануальная диагностика направлена на выявление ограничения подвижности в пределах нормальной физиологической функции любого сустава человеческого тела, мануальная терапия — на ликвидацию выявленного с помощью мануальной диагностики ограничения.

В современной литературе по мануальной медицине считается, что в основе любого заболевания лежит патология позвоночного столба человека. В позвоночный двигательный сегмент поступает импульсация от центров головного и спинного мозга: это и кора полушарий большого мозга, и мозжечок, и ретикулярная формация [299,353,375,581,626,640].

Мануальная терапия, являясь значительно более эффективной, чем другие методы лечения, практически не имеет противопоказаний; исключение составляют свежие переломы костей и онкологические заболевания, сопровождающиеся метастазированием.

Бурлак А.М. Разработка системы организационных мероприятий и оптимизированных технологий медицинской реабилитации раненых с вертеброгенными осложнениями боевой травмы верхних конечностей в условиях реабилитационного центра. М., 2012.