Согласно принципам аюрведы, сбалансированное питание поддерживает тело, разум, чувства и душу. Еда дает нам силы и обеспечивает энергией. Аюрведическая диета, основанная на принципе трех дош, учитывает уникальные особенности каждого человека.
Рацион, соответствующий вашему типу конституции, поможет сохранить равновесие, а возбуждающая дошу пища — первый шаг к дисбалансу. Еда — главный в аюрведе профилактический инструмент и первый шаг к уравновешиванию тела и разума. Старое доброе высказывание «Скажи мне, что ты ешь, и я скажу, кто ты» в аюрведе звучит так: «Скажи мне, что ты ешь, как, когда и почему, и я скажу, кто ты». Благополучие — не результат только правильного рациона. Это и состояние души, окружающая среда, время дня и года.
На Западе люди склонны разграничивать себя и свою еду. Но она так же важна для человека, как бензин для автомобиля: она дает топливо и энергию. Эта энергия присутствует в любой растительной и животной пище. У тела и еды одинаковая энергетическая основа, и мы на самом деле не можем отделять себя от своей пищи. Ее энергия, или прана, не только питает каждую клетку на физическом уровне, но и восполняет запас жизненных сил.
Когда мы ощущаем изнеможение, то инстинктивно тянемся к еде, которая помогает прийти в себя. Мы подсознательно связываем ее с источником энергии. Аюрведа просто ушла на шаг вперед и признала, что еда и есть энергия.
Аюрведа распределяет различные продукты в соответствии с их энергетическими свойствами и влияниями на доши. Современная диетология, напротив, классифицирует пищу по отдельным физическим компонентам, например содержанию калорий, углеводов и белков. Такой подход вытекает из свойственного Западу механистического взгляда на тело — динамизм продуктов не принимается во внимание. Аюр-веда оценивает компоненты пищи как составляющие более высокого целого: например, выявляет, как они взаимодействуют с праной для создания питательной еды.
Аюрведическая диета исходит из того, какое влияние еда оказывает на доши, пищеварение и разум. Дисбаланс дош ведет к нарушениям пищеварения, которые, в свою очередь, закладывают фундамент для развития заболеваний. Специалисты по аюрведе изучают, как пища влияет на разум (подумайте, например, как острая пища обостряет темперамент и чувства человека). Они также знают, что мы постоянно перерабатываем «умственную пищу»: впечатления, мысли и эмоции. Переедание может приводить к изжоге или вздутию, а неспособность усвоить умственную «пищу» — к дисгармонии разума или ментальному несварению.
Любую еду можно изучить на предмет соответствия аюрведическим принципам. Вопрос о том, насколько тот или иной продукт отвечает им в целом, бессмысленен. Аюрведа — универсальная система питания в соответствии с индивидуальным типом конституции. Это не строгий набор диетологических инструкций, подходящих всем и каждому. Это возможность создать собственную уникальную диету. В этом смысле она сочетает в себе несметное множество диет.
И аюрведа крайне далека от новомодных диет. Очень часто пациенты приходят в клиники в замешательстве: «В этой статье сказано, что диета Х для меня подходит, а в телевизионном ток-шоу утверждают, что нет»; или «В этом медицинском исследовании было доказано, что определенная пища полезна, а в другом не рекомендуется ее употреблять». Аюрведа не требует, чтобы вы следовали конкретным требованиям. Она избегает догматов и основана на вашей собственной инстинктивной способности выбирать то, что полезно именно вам.
Основной принцип аюрведического питания: еда должна быть вкусной и аппетитной («слюнки текут»). Тогда она насыщает чувства и стимулирует всю пищеварительную систему. В аюрведе также утверждается, что необходимо исходить из имеющихся индивидуальных особенностей и не требовать от людей резких перемен в стиле питания и образе жизни. Диета может спровоцировать физический и умственный хаос. Медленные и осторожные перемены — залог того, что ваш организм не подвергнется сильному стрессу, прежде чем стать здоровее. Зачем делать шаг назад, если сразу можно пойти вперед?
Аюрведа. Здоровые рецепты с тысячелетней историей для современной жизни/
Томас Ярема, Дэниел Рода и Джонни Бранниган - М.: Манн, Иванов и Фербер, 2014.
Опубликовано с разрешения издательства.