Культура возникает всегда. Либо вы ее создаете, либо она — вас. Умеете ли вы формировать культуру? Как уже было сказано, культура определяется границей между тем, что группа приемлет и одобряет, и тем, чего она не терпит.
В некоторых компаниях культура оформляется письменно. В таком виде она легче воспринимается, особенно новыми сотрудниками, которые сразу получают представление о том, что допустимо, а что нет. Кроме того, соблюдения детально описанных правил гораздо легче требовать от подчиненных. Такое положение крайне важно, так как культура должна войти в плоть и кровь каждого, вне зависимости от его места в иерархии компании.
По силе влияния на поведение группы правила и законы не идут ни в какое сравнение с Культурой. Когда группа ощущает потребность в письменном оформлении своей культуры, она переходит на новый уровень. Совещания, на которых формулируется культура, — одни из самых значимых.
Ценности и принципы — необходимый материал для создания культуры. Однако не всегда ясно, как они отличаются друг от друга и насколько тесно взаимосвязаны.
Ценности можно назвать «правилами жизни». Они демонстрируют то, как члены группы воспринимают друг друга и как их воспринимает остальной мир. Лучше, когда число таких ценностей составляет от трех до семи. Во все времена ценились честность, сострадание, уважение, ответственность и справедливость. Они непреходящи, поэтому их еще называют «Пятью универсальными ценностями» (см. книгу Рашворта Киддера HowGoodPeopleMake ToughChoices). Я рекомендую принять их за основу, но сосредоточиться на формулировании тех ценностей, которые применимы непосредственно к вашей компании.
Принципы — это фразы, определяющие поведение. Каждый принцип строится на основе глагола, например: «Сначала заинтересуйся, потом стань интересным».
Ниже продемонстрирована разница между ценностями и принципами.
Ценность |
Принцип |
Одно слово Абстрактное понятие, побуждает к обсуждению Описывает, каким следует быть Основана на существительном |
Короткая фраза Конкретная формулировка Описывает, что следует делать Основан на глаголе |
Вот чему должны следовать те, кто собирается сформулировать принципы культуры своей компании:
- Поймите — культура есть всегда. Вам выбирать — описывать то, что есть на самом деле, или то, что вы хотите видеть. Будьте честны.
- Если вы собираетесь охарактеризовать принципы культуры компании, убедитесь, что сотрудники смогут легко обсуждать и комментировать их. Пишите просто. Не примитивно, а именно просто. Это не так легко, как кажется.
- Убедитесь, что в процесс вовлечен главный руководитель. Если он не готов принять культуру и следовать ей — не устанавливайте ее.
- Нанимая людей, знакомьте их с культурой компании. Потенциальные сотрудники должны знать, на что идут. Объясните основные положения своей культуры для новых сотрудников. Они должны знать, в чем участвуют. Объясните основные положения своей культуры клиентам. Вовлекая их, вы сможете всегда действовать согласно тому, что написали.
- Спросите у тех, кто покидает группу, насколько действительная культура соответствовала заявленной. Эти люди находятся в выгодном положении, которое позволяет им искренне высказать собственное мнение.
- Прилюдно выразите признание тем, кто строго соблюдает культуру компании.
- Будьте готовы внести изменения в культуру, если не можете целиком ее соблюдать при исполнении своих повседневных обязанностей.
Открытое декларирование культуры способно породить огромную силу. Это один из величайших актов творения, который предваряет обсуждение важнейших вопросов: «Какими мы хотим быть и как себя вести?»
У открытого декларирования своей культуры есть масса плюсов, однако есть и некоторые риски.
Первый и самый значительный возникает тогда, когда кто-нибудь ведет себя не в соответствии с принятой культурой, а остальные бездействуют. В компании Enron принципы культуры были заявлены, зафиксированы, но поведение сотрудников шло с ними вразрез, и никто ничего не предпринимал. Это несоответствие слов делу привело к краху компании и банкротству тысяч людей.
Вторая опасность кроется в том, что нечистоплотный сотрудник может использовать декларируемые положения культуры компании против тех, кому хочет навредить. Для некоторых людей культура — это клубное правило, а не вдохновляющий ориентир. Они досаждают коллегам, прикрываясь желанием «защитить культуру».
И все же преимущества открыто декларированной культуры легко перевешивают ее риски, которые к тому же достаточно просто держать под контролем.
Следующие две первоосновы расскажут вам, как компании, решившие декларировать свою культуру, могут генерировать беспрецедентную силу. Это первоосновы соответствие и замечание как форма заботы.
Искусство управлять. 46 ключевых принципов и инструментов руководителя / Крис Макгофф;
пер с англ. - М.: Манн, Иванов и Фербер, 2014. Публикуется с разрешения издательства