Как уже  отмечалосьпод вооруженным конфликтом немеждународного характера понимается вооруженное противостояние, имеющее место в пределах территории одного государства, между правительством, с одной стороны, и вооруженными повстанческими группами - с другой.

Лица, входящие в состав таких групп - назовем ли  мы  их повстанцами, мятежниками, революционерами, сепаратистами, борцами за свободу, террористами или каким-либо другим именем, - сражаются с целью захвата власти, или за достижение большей автономии в пределах государства, или за отделение и создание собственного государства.

Международное внимание к событиям, происходящим в пределах государства, очень быстро сталкивается с сильным противодействием, вытекающим из убеждения правительства, что внутренние' проблемы должны решаться без вмешательства извне. Вопрос, замечает Х.-П. Гассер, заключается в значении суверенитета государства в международном сообществе. Основной атрибут суверенитета заключается в праве соответствующего правительства по своему усмотрению решать внутренние проблемы. Поэтому утверждение, что право вооруженных конфликтов следует распространить на ситуации противостояния внутри страны, представляется на первый взгляд весьма смелым. Здесь нужны очень веские доводы. Что же побудило государства согласиться на такое посягательство на их полномочия?

Во-первых, осознание того, что необузданное насилие и смертоносное оружие причиняют во время немеждународных вооруженных конфликтов такие же (если не большие) страдания и разрушения, как и во время войн между государствами.

События времен гражданской войны в Испании обусловили появление в праве вооруженных конфликтов первого положения, специально  предназначенного для  вооруженных  конфликтов немеждународного характера - ст  3, общей для всех четырех Женевских конвенций 1949 г.

Во-вторых, после второй мировой войны практическую реализацию получила идея прав человека. Международное право в области защиты прав человека все активнее "вмешивается" во внутренние дела государств. При всех различиях между гуманитарным правом, применяемым во время немеждународных вооруженных конфликтов, н международным правом прав человека не следует забывать, что и то и другое право имеют общую цель - обеспечить уважение человеческого достоинства при всех обстоятельствах.

Поэтому с исторической точки зрения вполне логично, что всего лишь через год после провозглашения в 1948 г. ООН Всеобщей декларации прав человека были приняты нормы права, относящиеся к конфликтам, происходящим внутри государств. Предоставляемая ими защита было расширена через 30 лет в Протоколе II в значительной степени благодаря Международному пакту о гражданских и политических правах 1966 г.

За государством, конечно, остается право применять силу для восстановления на своей территории закона и порядка В международном праве нет ограничений суверенитета государства по отношению к внутренним конфликтам, аналогичных содержащемуся в Уставе ООН запрещению прибегать к силе для решения международных споров. Оно лишь ограничивает методы, которыми можно восстанавливать закон и порядок. Это значит, что право государства выбирать средства и методы теперь не является неограниченным (34).

Ст. 3, общая для Женевских конвенций 1949 г., содержит перечень правил, которые, по мнению Международного Суда ООН, выраженному в его решении от 27 июня 1986 г. по поводу спора между Никарагуа и США (35), являются выражением основных принципов гуманности. Авторитетное мнение Международного Суда позволяет рассматривать положения ст. 3 не только в качестве императивных норм международного договорного права, но и в качестве юридически обязательных норм обычного права.

Дополнительный протокол II содержит 28 статей, развивающих положения ст. 3, которая, однако, продолжает оставаться в силе для участников Женевских конвенций и, в частности, для государств, не ратифицировавших Протокол 11.

Наряду с довольно скромным по объему и количеству нормативным материалом договорно-правового характера существуют и нормы обычного права, имеющие особое значение для ограничения насилия в период внутригосударственных конфликтов.

Как было указано выше, все содержание ст. 3 сегодня следует рассматривать как часть обычного права. Кроме этого, ряд обычных норм права вооруженных конфликтов можно выделить для областей, не охватываемых ст. 3 и лишь частично охватываемых конкретными положениями Протокола 11. В первую очередь сюда относятся нормы, которые ограничивают выбор средств и методов ведения военных действии Однако, как чаще всего бывает с нормами обычного права, нелегко документально обосновать их применение, так как для этого необходим дегальный анализ действий участвующих в конфликте сторон (36).

Наконец, в ст. 3 Женевских конвенций говорится что находящиеся в конфликте стороны "будут стараться путем специальных соглашений ввести в действие все или часть остальных положений" этих конвенций, то есть положений, применяемых в период медународных вооруженных конфликтов. Примером такого соглашения может быть четко выраженное или подразумеваемое согласие с тем, что с лицами, участвующими в военных действиях, будут обращаться согласно положениям Женевской конвенции 1949 г. об обращении с военнопленными.

Отметим, что право вооруженных конфликтов немеждународного характера имеет одну примечательную особенность, связанную с характером правосубъектности сторон, участвующих в такого рода конфликтах и заключающуюся в том, что для его соблюдения оно должно быть принято обеими сторонами, то есть правительством и вооруженной оппозицией.

Однако международное право имеет обязательную силу только для его субъектов, которыми являются прежде всего государства. В принципе повстанцы могут приобрести статус субъекта международного права со всеми вытекающими из этого последствия, но только в том случае, если они признаны в таком качестве, что не имело места уже в течение многих лет. Тем не менее не подлежит сомнению, что как с теоретической, так и с практической точек зрения, право вооруженных конфликтов налагает определенные обязательства на вооруженную оппозицию (37). Это позволяет избегать постановки вопроса - политически очень взрывоопасного - о признании повстанцев (38) Кроме того, в ст. 3 четко сказано, что применение ее положений не затрагивает юридического статуса находящихся в конфликте сторон.

Егоров С.А. Вооруженные конфликты и международное право. М., 1999.