Физическую культуру, по Коспоченко В.Ф. (2003) следует понимать как опыт человечества совершенствованию биологической и духовной природы человека специфическими средствами (основными среди них являются физические упражнения, режим, гигиенические процедуры и природные факторы), которые используются в соответствии с принципами спортивной тренировки.

В связи с возрастанием значимости и возможностей самореализации, ценности жизни, здоровья, активного долголетия возрастает и социальная сущность физической культуры. Современные гуманитарные науки переходят от декларирования к аргументированному обоснованию посылки П. Ф. Лесгафта о человеке как целостности в единстве физического и духовного [66],

Физическая культура, являясь составной частью общей культуры, направлена на всестороннее развитие человека, на универсальное овладение тем, что дано природой (как окружающей среды, так и самого человека). В основе физической культуры лежат материально преобразующая, духовно преобразующая и духовная деятельности [109]. Физическая культура выступает, с одной стороны, как потребность, с другой - как средство удовлетворения потребностей личности [66]. Она представляет собой и сложное социальное явление.

Физическая культура является мощным фактором и механизмом социализации личности. Как часть общей культуры, физическая культура может оказывать существенное влияние на формирование личности [66]. Значение физической культуры как социального феномена по мере развития общества будет повышаться. Большая роль отводится физической культуре не только в деле профилактики заболеваний и укрепления здоровья, но и как совокупности эффективных психорегулирующих и воспитывающих средств и методов.

Физическая культура сочетает в себе биологическое и социальное [80]. Физическое в человеке играет роль механизмов, с помощью которых осуществляются его социальные функции [109]. В жизнедеятельности индивида биологическое состояние организма отражает социальное проявление личности, степень его социальной адаптации.

Физическая культура при помощи спортивных игр и физических упражнений готовит военнослужащих к выполнению различных социальных и служебно - боевых функций. Качества, развиваемые при помощи спортивных игр, упражнений относят к физическим, Н.А.Бернштейн еще в 50-е годы назвал их психофизическими. Под углом зрения теории деятельности, подвижные игры направлены преимущественно на тело и психику человека, т.е. на эмоции, воображение, волю, внимание. Спортивные игры способствуют укреплению физического и психического здоровья, создают базу для плодотворного умственного и физического труда [66].

Специфичность игровой двигательной деятельности проявляется в ярко выраженной направленности на достижение поставленной цели. Исследователями (С.П. Евсеев, 1996; С.Г. Кунцевич, 2002) определено три стороны воздействия спортивных игр на личность: моторная, психическая и социальная.

С точки зрения моторной стороны, спортивные игры позволяют решать оздоровительные, образовательные, воспитательные и коррекционные задачи.