Психокоррекционная программа

Целью трехэтапной психокоррекционной программы являлась коррекция нарушений свойств личности у военнослужащих - участников современных вооруженных конфликтов с отсроченным посттравматическим стрессовым расстройством и формирование готовности военнослужащих к успешной профессиональной деятельности.

Данная программа состояла из трех этапов:

Первый этап - мотивационный.

Цель мотивационного этапа состояла в формировании мотивации к занятиям в секции по волейболу и совершенствованию профессионально важных качеств.

Формы занятий - а) беседа, б) лекции: о профессионально важных качествах военнослужащего, контролера отделения пограничного контроля; о воздействии на личность современного боя; о роли мероприятий физической культуры и спорта в формировании, развитии и совершенствовании личности.

Второй этап - совершенствование профессионально важных качеств.

Целью второго этапа психокоррекционной программы было совершенствование профессионально важных качеств обеспечивающих эффективность профессиональной деятельности военнослужащих - участников современных вооруженных конфликтов с отсроченным посттравматическим стрессовым расстройством. Достижение поставленной цели осуществлялось через спортивную игру (игра в волейбол).

Третий этап - формирование установок на успешную профессиональную деятельность.

Решение задачи достигалось путем выполнения различных ролей участниками эксперимента при игре в волейбол. Роли - игрок команды, капитан команды, судья соревнований (военнослужащий - подчиненный, военнослужащий - начальник: младший, старший).

Основным средством психологического воздействия являлось: межличностное общение, доверительный контакт, информирование по различным вопросам.

Методы психологического воздействия на военнослужащих — ветеранов современных войн с различной степенью выраженности симптомов отсроченного посттравматического стрессового расстройства: групповые формы работы - беседа, психогимнастика: упражнения на создание работоспособности в команде, упражнения на поддержание и восстановление работоспособности. Упражнения по психогимнастике проводились перед и после каждого занятия в секции.

Психогимнастические упражнения

Психогимнастические упражнения на создание работоспособности в начале занятий позволяют военнослужащим отвлечься от проблем и полностью переключиться на ситуацию «здесь и теперь», обратить внимание друг на друга, почувствовать команду. В результате проведения этих упражнений выравнивается эмоциональное состояние военнослужащих — участников команды, создается благоприятная атмосфера для занятий в секции. Психогимнастические упражнения нами использованы из каталога по психогимнастике под редакцией Н.Ю. Хрящевой.

Содержание некоторых из применяемых психогимнастических упражнений на создание работоспособности в начале занятий в секции по волейболу включало следующие упражнения:

1. Участники становятся в круг. «Сейчас каждый по очереди будет выходить в центр, поворачиваться лицом к группе и здороваться со всеми любым способом, не повторяя использованные ранее. Мы же все вместе будем повторять каждое предложенное приветствие». После завершения упражнения участникам задавался вопрос: «Как вы себя чувствуете?», «Какое из приветствий вам особенно запомнилось (понравилось) и почему?». Второй вопрос позволяет получить и обсудить информацию, которая может оказаться полезной при работе над проблемой установления контактов.

2. Участники становятся в круг. «Сейчас мы будем бросать друг другу этот мяч, и тот, у кого окажется мяч, завершает фразу «Никто из вас не знает, что я ...» Будем внимательны. У каждого из нас мяч может повториться много раз». В результате проведения этого упражнения улучшается групповая зависимость, сокращается дистанция в общении, участники узнают лучше друг друга.

3. Участники стоят в кругу. «Сейчас выскажем друг другу пожелания на сегодняшний день. Оно должно быть коротким, желательно в одно слово. Вы бросаете мяч тому, кому хотите пожелать, и одновременно говорите это пожелание. Тот, кому бросили мяч, в свою очередь, бросает его следующему, высказывая ему пожелание на сегодняшний день. Будем внимательно следить за тем, чтобы мяч побывал у всех и постараемся никого не пропустить». Все пожелания записываются на видеопленку. Затем участникам предлагается сесть так, чтобы было удобно смотреть видеозапись. Просмотр видеозаписи создает сильный позитивный эмоциональный фон в команде. Это связано со взаимной индукцией позитивных впечатлений от пожеланий, которые при просмотре воспринимаются особенно остро.

Психогимнастические упражнения на поддержание и восстановление работоспособности (некоторых из применяемых), военнослужащих экспериментальной группы в заключительной части, включали:

1. Участники стоят по кругу. «Будем по очереди выполнять любое действие. Делать это надо буде невербально, но постараться, чтобы все мы понимали, какое действие вы совершаете. Кто-то из нас начнет первый выполнять свое действие, а мы все вместе вслед за ним будем выполнять это действие до моего хлопка. После хлопка начнет выполнять следующий по кругу и все вместе с ним будем некоторое время выполнять это действие и т.д., пока круг не замкнется». После того как упражнение завершено, спрашиваю, обращаясь к группе, какое действие совершал первый участник, какое - второй и т.д. При этом каждый раз уточняю у «авторов», правильно ли их поняли. Это упражнение мобилизует внимание, улучшает настроение.

2. Участники стоят в кругу. «Я раздам вам карточки, на которых написано название животного. Названия повторяются на двух карточках. К примеру, если вам достанется карточка, на которой будет написано «слон», знайте, что у кого-то есть карточка, на которой также написано «слон» Прочитайте, что написано на вашей карточке. Сделайте это так, чтобы надпись виделась только вы. Задача каждого найти свою пару. При этом можно пользоваться любыми выразительными средствами, нельзя только ничего говорить и издавать звуки «вашего животного». Когда вы найдете свою пару, останьтесь рядом, но продолжайте молчать, не переговаривайтесь. Когда все пары будут образованы, мы проверим что у нас получилось». Это упражнение повышает настроение, снимает усталость.

В ходе программы реабилитации у участников эксперимента наблюдалось состояние ремиссии, практически не было обращений в военномедицинскую службу части за медицинской помощью в связи с соматической заболеваемостью.

Случаи обращения были единичными, не связанными с последствием воздействия боевого фактора в прошлом, случаи рецидива посттравматического стрессового расстройства не отмечены.

Психологическое исследование психических аспектов личности у военнослужащих - ветеранов современных вооруженных конфликтов с отсроченным постгравматическим стрессовым расстройством проводилось в начале и по окончанию эксперимента. Эффект программы оценивался по наличию позитивных изменений психологических аспектов у военнослужащих - ветеранов современных войн с различной степенью выраженности симптомов отсроченного посттравматического стрессового расстройства.