Экспериментальное исследование по обоснованию эффективности приоритетного использования двигательных средств физической культуры для коррекции нарушений свойств личности у военнослужащих - участников современных вооруженных конфликтов с отсроченным посттравматическим стрессовым расстройством осуществлялось на базе одной из воинских частей пограничной службы ФСБ России.

Схема формирующего педагогического эксперимента представлена в таблице 11.

Таблица 11

Схема формирующего педагогического эксперимента

Схема формирующего педагогического эксперимента

Военнослужащие экспериментальной группы занимались физической подготовкой на основании руководства по физической подготовке в органах, организациях и войсках пограничной службы России, самостоятельно и дополнительно посещали спортивную секцию по волейболу, занятия в которой проводились по специально разработанной нами программе.

Занятие в данной секции проходили три раза в неделю, с 10 до 12 часов, так как на это время выпадают основные пики активности, организм способен воспринимать увеличенные нагрузки.

Контрольную группу составили военнослужащие — участники вооруженных конфликтов с отсроченным постгравматическим стрессовым расстройством тех же воинских частей, но не посещающие секцию по волейболу по специальной программе, они занимались физической подготовкой три часа в неделю, в служебное время на основании руководства по физической подготовке в органах, организациях и войсках пограничной службы ФСБ России.

Физическая подготовка военнослужащих является одним из основных предметов боевой подготовки в войсках.

Цель физической подготовки — обеспечить физическую готовность военнослужащих к служебно-боевой деятельности, а также способствовать решению профессионально важных задач их обучения и воспитания. Физическая подготовка в пограничной службе ФСБ России должна способствовать воспитанию психических качеств, дисциплинированности, коллективизма, товарищеской взаимопомощи, формированию строевой выправки и подтянутости.

Она организуется и проводится с учетом особенностей служебно - боевой деятельности личного состава и имеет специальную направленность, которая на основе разносторонней физической подготовленности обеспечивает формирование и совершенствование наиболее важных прикладных навыков, физических, психических и специальных качеств военнослужащих. Специальная направленность физической подготовки обеспечивается: на учебных занятиях (включение в содержание занятий соответствующих тем физической подготовки, см. Приложение 5).

Физическая подготовка военнослужащих организуется и проводится в следующих формах: учебные занятия, спортивная работа, самостоятельная (индивидуальная) физическая подготовка в строгом соответствии с нормативными правовыми актами пограничной службы ФСБ России и требованиями Руководства по физической подготовке в органах и войсках ФПС России.


Описание формирующего эксперимента

В качестве основного инструмента психологической реабилитации военнослужащих — ветеранов современных вооруженных конфликтов с посттравматическими стрессовыми расстройствами приоритетно использовалось занятие в спортивной секции на примере игровых видов спорта (волейбол) по специально разработанной программе.

Обоснованием выбора игровых видов спорта как инструмента психологической реабилитации военнослужащих — участников современных вооруженных конфликтов с отсроченным посттравматическим стрессовым расстройством послужили следующие факторы.

1. Предпочтения самих военнослужащих (рис 3).

Выбор вида спорта

Pис. 3. Выбор вида спорта военнослужащими экспериментальной группы:
1 — волейбол; 2 — мини-футбол; 3 — теннис; 4 — шахматы.

2. Анализ личностных качеств военнослужащих с посттравматическим стрессовым расстройствомпоказал, что им свойственны некоторые особенности, которым наиболее соответствуют спортивные игры. Так, например, у них обнаружен высокий уровень личностной и реактивной тревожности.

3. Спортивные игры имеют преимущества перед другими видами спорта. В момент игры полностью исключаются воспоминания травмирующих ситуаций.

4. Спортивные игры дают гораздо больший, чем остальные виды спорта, простор для разнообразных методов воздействия на личность, так как позволяют сочетать познавательную и спортивную работу.

5. Спортивные игры, как никакой другой вид спорта, позволяют создать модель коллектива. Учитывая потребность военнослужащих с ПТСР в теплых, доверительных отношениях, являющуюся главной мишенью психотерапии, это дает возможность интенсификации психологического воздействия на личность.

6. Занятия в спортивных секциях позволяют преодолеть пассивное отношение военнослужащих с ПТСР к своей болезни и реализовать жизненно важные потребности в уважении, самоуважении и самоутверждении.

Деятельность по психологической реабилитации военнослужащих — ветеранов современных войн с отсроченным ПТСР двигательными средствами физической культуры с приоритетным использованием спортивных игр осуществлялась на базе отдельно взятой воинской части пограничной службы ФСБ РФ по Северо-западному федеральному округу.

Цель: двигательными средствами физической культуры с приоритетным использованием спортивных игр способствовать психологической реабилитации военнослужащих — участников современных вооруженных конфликтов с отсроченным посттравматическим стрессовым расстройством.

Задачи: способствовать коррекции нарушений свойств личности военнослужащих - участников современных войн, с отсроченным посттравматическим стрессовым расстройством.


Описание методической части

В ходе совместной беседы врача и психолога части военнослужащим- участникам современных войн с отсроченным посттравматическим стрессовым расстройством, было предложено бесплатное посещение спортивных секции по месту прохождения военной службы по контракту. Приступить к занятиям 20 военнослужащих, 9 военнослужащим занятия в спортивных секциях были противопоказаны врачом части, в связи с наличием в анамнезе соматической и иной патологии, 11 военнослужащих по разным причинам (отсутствие свободного времени, отдаленность проживания от дислокации воинской части) отказались посещать спортивные секции.

Экспериментальную группу составили 20 военнослужащих с частичной и незначительно выраженной степенью симптомов отсроченного посттравматического стрессового расстройства.

Контрольную группу составили 20 военнослужащих - ветеранов современных войн с частично и незначительно выраженными симптомами отсроченного ПТСР.

Реабилитационная программа была рассчитана на 6 месяцев 2004 года. За это время военнослужащие посещали спортивную секцию три раза в неделю: понедельник, среда, пятница.

Структура группы: руководитель (начальник физической подготовки воинской части), осуществляющий руководящую функцию; «помощник» (автор исследования), рядовые члены — военнослужащие с отсроченным ПТСР (20 человек) и военнослужащие с отсроченным ПТСР — не посещающие спортивные секции (20 человек).

Структура занятий

Учебно - тренировочные занятия с военнослужащими экспериментальной группы проводились в течение 24 шяель (6 месяцев) под руководством начальника физической подготовки част (план работы секции отражен в приложении 9)

Игра в волейбол представляет к игроку ряд специфических требований: видеть в каждый момент игровую ситуацию в целом (широко) и в области своего амплуа атаки или защиты (узко); уметь анализировать ситуацию и делать выводы, принимая оптимальные, порою оправданно неординарные решения; своевременно выполнять ответные действия.

Играющий в волейбол должен предугадать действия своих партеров и замыслы соперников, учитывать расположения игроков на площадке, нахождения мяча, быстро реагировать на изменения в сложившейся игровой обстановке и принимать наиболее целесообразные решения, своевременно и эффективно их выполнять, так как скорость решения, быстрота действий игроков связана со скоростью игры.

Особенность игровой деятельности в волейболе состоит в большом количестве двигательных, соревновательных и игровых действий - технико - тактических приемов. Их необходимо многократно выполнять на учебно - тренировочных занятиях для достижения результата.

Результат соперничества в волейболе является итогом взаимодействия отдельных игроков. Следовательно, владение техникой, тактикой и наличие физической подготовленности являются условиями, необходимыми для успешной игры команды в целом (Ю.Д. Железняк, В.А. Кунянский, А.В. Чачин, 2005).

Основной формой учебно-тренировочных занятий с военнослужащими экспериментальной группы являлись групповые тренировочные занятия. Каждое занятие включало: подготовительную часть, основную и заключительную, продолжительностью, соответственно, 15-20 минут, 55-65 минут и 5 минут.

В подготовительной части осуществлялась организация занимающихся (построение, определение задач, упражнения психогимнастики). Игра в волейбол включает внезапные и быстрые передвижения, прыжки, падения и другие действия.

В связи с этим в подготовительной части использовались упражнения, обеспечивающие: постепенное повышение частоты сердечных сокращений; подготовку опорно - двигательного аппарата к последующей нагрузке и усилению притока крови к мышцам, отрабатывалась техника основ игры в волейбол (Приложение 10). С учетом психологической значимости приема в игре, большое внимание уделялось отработке «приема», так как «прием» это один из залогов успешной игры. Отрабатывались передвижения.

В основной части осуществлялось обучение технике, тактике, развитие физических и воспитание волевых качеств. На каждом занятии решались 1-2 задачи, одна из которых - главная. Это обучение приему игры или тактическому действию, либо совершенствование навыка выполнения приема игры или тактического действия. В зависимости от этого подбирались средства и распределялось время на отдельные упражнения. В обязательном порядке отводилось время для двухсторонней игры в волейбол.

В задачу заключительной части входило организованное завершение занятия. Применялись упражнения направленные на восстановление нормальной активности функционирования систем организма игроков (медленная ходьба, упражнения психогимнастики).


Психокоррекционная программа

Целью трехэтапной психокоррекционной программы являлась коррекция нарушений свойств личности у военнослужащих - участников современных вооруженных конфликтов с отсроченным посттравматическим стрессовым расстройством и формирование готовности военнослужащих к успешной профессиональной деятельности.

Данная программа состояла из трех этапов:

Первый этап - мотивационный.

Цель мотивационного этапа состояла в формировании мотивации к занятиям в секции по волейболу и совершенствованию профессионально важных качеств.

Формы занятий - а) беседа, б) лекции: о профессионально важных качествах военнослужащего, контролера отделения пограничного контроля; о воздействии на личность современного боя; о роли мероприятий физической культуры и спорта в формировании, развитии и совершенствовании личности.

Второй этап - совершенствование профессионально важных качеств.

Целью второго этапа психокоррекционной программы было совершенствование профессионально важных качеств обеспечивающих эффективность профессиональной деятельности военнослужащих - участников современных вооруженных конфликтов с отсроченным посттравматическим стрессовым расстройством. Достижение поставленной цели осуществлялось через спортивную игру (игра в волейбол).

Третий этап - формирование установок на успешную профессиональную деятельность.

Решение задачи достигалось путем выполнения различных ролей участниками эксперимента при игре в волейбол. Роли - игрок команды, капитан команды, судья соревнований (военнослужащий - подчиненный, военнослужащий - начальник: младший, старший).

Основным средством психологического воздействия являлось: межличностное общение, доверительный контакт, информирование по различным вопросам.

Методы психологического воздействия на военнослужащих — ветеранов современных войн с различной степенью выраженности симптомов отсроченного посттравматического стрессового расстройства: групповые формы работы - беседа, психогимнастика: упражнения на создание работоспособности в команде, упражнения на поддержание и восстановление работоспособности. Упражнения по психогимнастике проводились перед и после каждого занятия в секции.

Психогимнастические упражнения

Психогимнастические упражнения на создание работоспособности в начале занятий позволяют военнослужащим отвлечься от проблем и полностью переключиться на ситуацию «здесь и теперь», обратить внимание друг на друга, почувствовать команду. В результате проведения этих упражнений выравнивается эмоциональное состояние военнослужащих — участников команды, создается благоприятная атмосфера для занятий в секции. Психогимнастические упражнения нами использованы из каталога по психогимнастике под редакцией Н.Ю. Хрящевой.

Содержание некоторых из применяемых психогимнастических упражнений на создание работоспособности в начале занятий в секции по волейболу включало следующие упражнения:

1. Участники становятся в круг. «Сейчас каждый по очереди будет выходить в центр, поворачиваться лицом к группе и здороваться со всеми любым способом, не повторяя использованные ранее. Мы же все вместе будем повторять каждое предложенное приветствие». После завершения упражнения участникам задавался вопрос: «Как вы себя чувствуете?», «Какое из приветствий вам особенно запомнилось (понравилось) и почему?». Второй вопрос позволяет получить и обсудить информацию, которая может оказаться полезной при работе над проблемой установления контактов.

2. Участники становятся в круг. «Сейчас мы будем бросать друг другу этот мяч, и тот, у кого окажется мяч, завершает фразу «Никто из вас не знает, что я ...» Будем внимательны. У каждого из нас мяч может повториться много раз». В результате проведения этого упражнения улучшается групповая зависимость, сокращается дистанция в общении, участники узнают лучше друг друга.

3. Участники стоят в кругу. «Сейчас выскажем друг другу пожелания на сегодняшний день. Оно должно быть коротким, желательно в одно слово. Вы бросаете мяч тому, кому хотите пожелать, и одновременно говорите это пожелание. Тот, кому бросили мяч, в свою очередь, бросает его следующему, высказывая ему пожелание на сегодняшний день. Будем внимательно следить за тем, чтобы мяч побывал у всех и постараемся никого не пропустить». Все пожелания записываются на видеопленку. Затем участникам предлагается сесть так, чтобы было удобно смотреть видеозапись. Просмотр видеозаписи создает сильный позитивный эмоциональный фон в команде. Это связано со взаимной индукцией позитивных впечатлений от пожеланий, которые при просмотре воспринимаются особенно остро.

Психогимнастические упражнения на поддержание и восстановление работоспособности (некоторых из применяемых), военнослужащих экспериментальной группы в заключительной части, включали:

1. Участники стоят по кругу. «Будем по очереди выполнять любое действие. Делать это надо буде невербально, но постараться, чтобы все мы понимали, какое действие вы совершаете. Кто-то из нас начнет первый выполнять свое действие, а мы все вместе вслед за ним будем выполнять это действие до моего хлопка. После хлопка начнет выполнять следующий по кругу и все вместе с ним будем некоторое время выполнять это действие и т.д., пока круг не замкнется». После того как упражнение завершено, спрашиваю, обращаясь к группе, какое действие совершал первый участник, какое - второй и т.д. При этом каждый раз уточняю у «авторов», правильно ли их поняли. Это упражнение мобилизует внимание, улучшает настроение.

2. Участники стоят в кругу. «Я раздам вам карточки, на которых написано название животного. Названия повторяются на двух карточках. К примеру, если вам достанется карточка, на которой будет написано «слон», знайте, что у кого-то есть карточка, на которой также написано «слон» Прочитайте, что написано на вашей карточке. Сделайте это так, чтобы надпись виделась только вы. Задача каждого найти свою пару. При этом можно пользоваться любыми выразительными средствами, нельзя только ничего говорить и издавать звуки «вашего животного». Когда вы найдете свою пару, останьтесь рядом, но продолжайте молчать, не переговаривайтесь. Когда все пары будут образованы, мы проверим что у нас получилось». Это упражнение повышает настроение, снимает усталость.

В ходе программы реабилитации у участников эксперимента наблюдалось состояние ремиссии, практически не было обращений в военномедицинскую службу части за медицинской помощью в связи с соматической заболеваемостью.

Случаи обращения были единичными, не связанными с последствием воздействия боевого фактора в прошлом, случаи рецидива посттравматического стрессового расстройства не отмечены.

Психологическое исследование психических аспектов личности у военнослужащих - ветеранов современных вооруженных конфликтов с отсроченным постгравматическим стрессовым расстройством проводилось в начале и по окончанию эксперимента. Эффект программы оценивался по наличию позитивных изменений психологических аспектов у военнослужащих - ветеранов современных войн с различной степенью выраженности симптомов отсроченного посттравматического стрессового расстройства.


Резюме

1. Определены психические особенности военнослужащих с отсроченным посттравматическим стрессовым расстройством путем сравнительного анализа свойств личности у военнослужащих с посттравматическим стрессовым расстройством с группой военнослужащих без ПТСР: высокий уровень личностной и реактивной тревожности, нарушение функциональных возможностей психической адаптации, неудовлетворительная нервно - психическая устойчивость, наличие акцентуации характера по эксплозивной, психастенической или шизоидной формам.

2. На основании полученных экспериментальных данных, составлены психологические портреты военнослужащих - участников современных вооруженных конфликтов с различной степенью выраженности отсроченного посттравматического стрессового расстройства.

3. В результате корреляционного анализа определены структурные особенности личности военнослужащих - участников современных вооруженных конфликтов с отсроченным посттравматическим стрессовым расстройством. В качестве «ядра» личности, у данной категории военнослужащих выступают: тревожность, сдержанность, нервно - психическая устойчивость.

4. Определены психологические причины и следствия постгравматиче- ского стрессового расстройства. Экспериментально подтверждено, что посттравматическое стрессовое расстройство производно от патологически измененных форм тревожности (реактивной, личностной), что к факторам риска развития посттравматического стрессового расстройства относятся личностные особенности индивида. Результаты исследования психологических факторов формирования посттравматического стрессового расстройства в общем и целом подтверждают мнения, высказанные другими авторами (А.ЛПушкарев, В.А. Доморацкий, Е.Г, Гордеева, 2000; Л.Н. Юрьева, 2002; В.А. Конторович, 2005;).

5. В целях определения профессионально важных характеристик контролера отделения пограничного контроля разработана профессиограмма, всесторонне, глубоко отражающая требования, предъявляемые к данному виду деятельности.

6. Представлена обоснованность выбора игрового вида спорта (волейбола) в качестве средства коррекции негативных психических характеристик у военнослужащих - участников современных вооруженных конфликтов с отсроченным ПТСР.

7. Дано описание разработанной психокорекционной программы, целью которой являлась коррекция негативных психологических характеристик у военнослужащих - участников современных вооруженных конфликтов с отсроченным посттравматическим стрессовым расстройством и формирование готовности военнослужащих к успешной профессиональной деятельности. Данная программа состояла из трех этапов: мотивационного, совершенствования профессионально важных качеств, формирования установок на успешную профессиональную деятельность.

8. Представлено подробное описание эксперимента.

Попинако А.В. Коррекция психических отклонений у военнослужащих — участников вооруженных конфликтов на основе целенаправленного применения средств физической культуры. – Смоленск, 2007.